19.04.2024
7.jpg

 

 

Профсоюз обратился в Правительство РФ с предложением о необходимости  установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца (далее – фиксированная выплата) с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. К таким территориям относятся, прежде всего, районы Крайнего Севера и приравненные к ним. Вместе с тем, в южных районах Дальнего Востока, не являющихся районами Крайнего Севера и приравненными к ним (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), также установлен и применяется районный коэффициент к заработной плате (в размере от 1,2 до 1,3).

При выходе на пенсию лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на весь период их проживания в таких районах (местностях) Федеральный закон "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания. Другими словами, данный коэффициент для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему районов выплачивается как в период трудовой деятельности к заработной плате, так и при получении ими страховой пенсии как надбавка к фиксированной выплате.

В то же время, для лиц, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но являющихся районами с тяжелыми климатическими условиями, и где установлен районный коэффициент к заработной плате, при расчете фиксированной выплаты к страховой пенсии данный районный коэффициент не применяется.

В данном случае имеет место юридическое неравенство, вызванное разными правовыми подходами к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями.

Установление районных коэффициентов свидетельствует о признании органами государственной власти Российской Федерации наличия дискомфортных условий для жизни людей в указанных районах и местностях и необходимости компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан. В связи с этим, отказ в применении районного коэффициента для каких-либо групп населения (в данном случае – получателей страховых пенсий), проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, представляется необоснованным и дискриминационным.

В привилегированном (по признаку учета районного коэффициента в пенсионных выплатах) положении по сравнению с получателями страховых пенсий находятся и некоторые другие категории граждан, на которые распространяется действие ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", например, получатели социальных пенсий.

Следовательно, неравенство в подходе к пенсионному обеспечению граждан, проживающих на Дальнем Востоке, имеет место как по районам проживания (фиксированная выплата к страховой пенсии увеличивается на районный коэффициент только в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям), так и по кругу лиц (пенсии по государственному пенсионному обеспечению для государственных служащих и некоторых других категорий, проживающих в любых районах с тяжелыми климатическими условиями, в том числе на юге Дальнего Востока, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, в то время как в страховых пенсиях жителей южных районов Дальнего Востока районный коэффициент не учитывается). Данная юридическая дифференциация носит дискриминационный характер и не может считаться обоснованной.

Для граждан, проживающих во всех районах Дальнего Востока, при решении вопросов их пенсионного обеспечения должен быть обеспечен единый подход. Установленный районный коэффициент для местностей с особыми климатическими условиями, призванный компенсировать часть дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, должен учитываться как в заработной плате, так и в пенсионных выплатах всех жителей Дальнего Востока, а не только жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Соблюсти разумную дифференциацию при компенсации тяжелых климатических условий позволяет разница в существующих размерах районных коэффициентов (например, Крайний Север – 2,0; южные районы Дальнего Востока – 1,2).

Отсутствие единого правового подхода к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в особых климатических условиях, что выражается в неучете районного коэффициента в пенсионных выплатах получателей страховых пенсий в южных районах Дальнего Востока, влечет за собой на практике крайне негативные социальные последствия.

Уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в регионах с более благоприятными климатическими условиями. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке с учетом тяжелых климатических условий и отдаленности территории, тарифы на тепло- и электроэнергию, расходы на транспорт, коммунальные и бытовые услуги, цены на продукты питания более высокие, чем во многих других регионах.

Профсоюз уверен: учет районного коэффициента при начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии для всех дальневосточников позволил бы несколько выровнять ситуацию и снизить социальную напряженность в регионах Дальнего Востока, а также увеличить число лиц, пенсия которых станет соответствовать прожиточному минимуму и, соответственно, уменьшить выделение бюджетных средств на выплату им социальной доплаты к пенсии.

Профсоюз считает, что  поскольку данный вопрос является крайне важным как для жизни населения Дальнего Востока, так и для экономического развития региона в контексте стратегического развития экономики страны, его решение повысит привлекательность территорий Дальнего Востока как места жительства людей, а также будет являться фактором стимулирования положительной демографической динамики и уменьшения оттока населения.