20.04.2024
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

 

Падение зарплат, сокращение рабочих мест, отсутствие профильного министерства - такова удручающая ситуация в гражданской авиации. Все это усложняется отсутствием федерального отраслевого соглашения, заключения которого безуспешно добивается профсоюзная сторона. Участники V съезда Общероссийского профсоюза авиационных работников, прошедшего 8 сентября в Москве, наметили план действий в сложившихся условиях и вновь переизбрали председателем организации Валерия СЕЛИТРИННИКОВА.

НЕ К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ

В минувшем году уровень зарплат в авиационной отрасли снизился повсеместно. 8 сентября на заседании V съезда Общероссийского профсоюза авиаработников этот вопрос был поднят одним из первых. Так, по данным профсоюза, у летного состава зарплаты сократились на 15 - 35%, у бортпроводников на 7 - 19%, у инженеров и техников на 5 - 18%.

Изменения в лучшую сторону произошли только в Росгидромете, где уровень зарплаты увеличился на 20%. Но и после этого повышения, которого удалось добиться профорганизациям, средняя зарплата метеорологов составила около 8 тыс. рублей.

- Конечно, это мало, особенно с учетом специфики работы, - подчеркнул в разговоре с корреспондентом "Солидарности" председатель профсоюза Валерий Селитринников. - Теперь через трехстороннюю комиссию будем настаивать на ужесточении законодательства в пункте индексации зарплат.

Одной из главных проблем глава профсоюза назвал отсутствие отраслевого соглашения. Действие предыдущего закончилось в августе 2012 года. Профсоюзная рабочая группа подготовила проект нового соглашения, но в последующие годы добиться его заключения не удалось.

- Мы обращались в Минтранс и Росавиацию, но в этом вопросе данные ведомства не являются легитимными органами, - пояснил Валерий Селитринников. - Легитимного органа - объединения работодателей отрасли - у нас нет. Предыдущее соглашение профсоюз подписывал с Международной ассоциацией руководителей авиапредприятий, которая защищает профессиональные интересы руководителей авиационных предприятий и авиационного бизнеса. Но она не наделена полномочиями представлять всех работодателей страны при заключении отраслевых соглашений. По законодательству необходимо создать объединение работодателей отрасли. Но работодатели не хотят объединяться, а в Минтрансе сообщили, что не могут оказывать на них давление.

Ситуацию в гражданской авиации усугубляет и отсутствие профильного министерского органа. Сфера деятельности Минтранса слишком обширна: - В 2015 году профсоюзы гражданской авиации и клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации "Опыт" вынесли этот вопрос на обсуждение в Общественную палату РФ. Письмо с единым обращением к президенту было направлено в его администрацию - реакции до сих пор не последовало. Сейчас ЦК профсоюза ведет трудные переговоры с представителями Росавиации о том, чтобы отраслевое соглашение было заключено хотя бы для бюджетных организаций.

- В последнее время в практику входит подписание региональных отраслевых соглашений, - заметил Валерий Иванович. - Например, в Якутии в региональном соглашении прописан минимум льгот для работников гражданской авиации региона. Но необходим федеральный документ.

РЕЖУТ КРЫЛЬЯ

Еще одной проблемой, которую обсудили на съезде, стала подготовка узкопрофильных специалистов для отрасли. Учебные заведения хронически недофинансируются - это отражается на зарплате преподавательского состава и качестве обучения. Кроме того, в планах стоит реорганизация учебных заведений, предполагающая смену учредителя. Росавиация должна передать образовательные учреждения в ведение Минтранса. Но, по мнению профсоюза, это погубит отраслевую систему подготовки кадров, приведет к упразднению вузов и их филиалов и сделает недоступным авиационное образование для молодежи из Сибири, с Дальнего Востока, из Якутии и других удаленных регионов. Чтобы не допустить этого, делегаты внесли в резолюцию съезда требование отменить передачу учебных заведений Минтрансу. Кроме того, они подчеркнули, что нужна разработка специальной госпрограммы, где будет прописано, как подготовить и закрепить авиационные кадры в районах Крайнего Севера. В резолюцию съезда вошли предложения одного из делегатов, председателя территориальной организации "Пулково", члена ЦК ОПАР Анатолия Лабазина, который на протяжении нескольких лет борется за сохранение базового питерского авиапредприятия. По одному из предложений, руководители высшего состава обанкротившегося предприятия не должны иметь права на руководящие позиции в других компаниях. Также необходимо, чтобы у руководителей было высшее специальное авиационное образование и успешный опыт работы на аналогичной позиции.

- Речь идет об уничтожении питерской компании "Россия", - рассказал Анатолий Иванович. - Предполагалось, что она будет развиваться после реорганизации аэропорта "Пулково", или, как он теперь называется, "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС). Но этого не произошло. Рейсов значительно меньше. Инвесторы обеспокоены, немцы хотят продать свою долю. Ожидаются большие сокращения рабочих мест - руководство и коллектив ВВСС возмущены, городские власти бьют тревогу, жители выражают протест.

Лабазин указал и на то, что высшее управляющее звено компании находится в Москве, хотя коллектив столичного подразделения насчитывает более 2 тыс. работников, а питерского - свыше 3,5 тыс. Кроме того, "Россия" зарегистрирована в Петербурге - получается, филиал управляет основным базовым офисом.

- Квалифицированные специалисты, работавшие руководителями авиакомпании "Россия" до реорганизации, были отстранены - их перевели на третий уровень, назначили замами заместителей. Ключевые позиции теперь занимает бывшее руководство "Трансаэро" - это нарушило систему взаимодействия между структурными подразделениями.

Положение председателя профкома в "России" осложняется тем, что в компании - девять профсоюзных организаций. Коллеги, как сказал Лабазин, не идут на контакт, а администрация отказывается общаться с таким количеством представителей профсоюзов. Из-за этого невозможно добиться подписания колдоговора.

На фоне ухудшений в отрасли и отсутствия ОТС снижается профсоюзное членство, что в своем выступлении отметил Валерий Селитринников. Сейчас в профсоюзе состоит около 40% от общего количества работников отрасли. Эту тенденцию председатель объяснил "неудовлетворенностью работников сегодняшними экономическими реалиями и неоправданными материальными ожиданиями от профсоюза". Руководитель организации, однако, не считает ситуацию тупиковой. Он предлагает создавать новые первички, наращивая профсоюзное членство. Поле деятельности для этого широкое - тут и организации гидрометслужбы Центральных областей России, и аэропорты (например, "Домодедово" и недавно созданный Международный аэропорт "Жуковский" в Московской области).

ВЫБОРЫ ЛИДЕРА

В конце заседания прошли выборы председателя профсоюза. На пост выдвинули свои кандидатуры действующий глава ОПАР и председатель первичной профорганизации ОАО "Аэропорт Сургут" Айрат Давлетшин. Путем открытого голосования было принято решение вторую кандидатуру исключить. Таким образом, в списке на голосование остался один претендент - Валерий Селитринников. Против него голосовали двое делегатов, трое воздержались, остальные поддержали действующего лидера.