23.04.2024
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

 

Чиновники наконец-то озаботились проблемой бедности населения. Начиная с 2012 года, по их мнению, доходы населения неумолимо падают. Расслоение между бедными и богатыми ощутимо возросло за последние 20 лет.

В связи с этим законодатели предлагают доплачивать до регионального прожиточного минимума тем работникам, чья зарплата за вычетом НДФЛ ниже данного показателя.

Законопроект с данными нововведениями внесен в Госдуму. Если поправки примут, то изменения заработают с начала будущего года.

Законопроектом предлагается ввести новое понятие - социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня  трудоспособного населения – которая представляет собой предоставление работающему гражданину денежной суммы к доходам, определенным в соответствии со статьей 210 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту жительства гражданина или по месту его пребывания.

Социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня  трудоспособного населения выплачивается исключительно в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и являются налогоплательщиками в соответствии с Главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (налог на доходы физических лиц).

Предложенная законопроектом конструкция предполагает аналог ставки 0% по НДФЛ для работающих граждан, чей доход, определенный в соответствии со статёй 210 части второй НК РФ после вычета НДФЛ не превышает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

То есть, работающие граждане, являющиеся плательщиками НДФЛ, чей доход не выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, уплачивает НДФЛ в общем порядке. Далее, для того чтобы чистый доход граждан, которые они получают на руки, составлял не меньше величины прожиточного минимума, такой гражданин должен подать заявку на социальную доплату к доходам работающего в течение полного рабочего дня  трудоспособного населения. Государство выплачивает гражданину такую сумму, чтобы довести его доход до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, и одновременно не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.

Именно в этом случае можно говорить о том, что государство фактически возвращает сумму уплаченного НДФЛ для всех работающих граждан, у кого доходы ниже прожиточного минимума, доводя сумму дохода как раз до прожиточного минимума трудоспособного населения.

Порядок обращения гражданина за социальной доплатой к доходам работающего в течение полного рабочего дня  трудоспособного населения определяется Правительством РФ. Правила обращения за федеральной социальной доплатой к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения осуществляется в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

Даже поверхностный взгляд на статистическую отчетность о доходах населения свидетельствует о том, что бедность в стране растет, и бедные все дальше и дальше остаются позади. Расслоение между бедными и богатыми продолжает расти за последние 20 лет.

Прожиточный минимум, являясь ориентиром оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, представляет собой минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения жизни человека, а также является отправным пунктом для установления минимального размера оплаты труда, т.к. МРОТ, в соответствии со статьёй 133 Трудового кодекса РФ, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Если на протяжении 2007-2011 годов доходы превышали прожиточный минимум в 3,2-3,3 раза, фактически стабилизировавшись, то начиная с 2012 года по 2016 год соотношение доходов и прожиточного минимума ежегодно падает, с 3,6 раз в 2012 году до 3,1 раза в 2015 году и до 2,9 раз в 2016 году. Это означает, что буквально все группы населения беднеют, доходы населения сокращаются четвертый год подряд, при плавном росте величины прожиточного минимума за тот же период.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума после минимальной за последние 10 лет численности в 15,4 млн. человек, с 2013 года продолжает увеличиваться. Если прожиточный минимум мы рассматриваем как абсолютную бедность, то люди с доходами ниже прожиточного минимума – это абсолютные нищие, численность которых с 2013 года растет и достигла 20,3 млн. человек в 2016 году.

Это говорит о том, что по итогам 2016 года в стране обострилась проблема бедности работающего населения. Уровень бедности даже увеличился по сравнению с 2015 годом, несмотря на рост прожиточного минимума.

Социально-экономическая модель системы доходов и потребления должна обеспечивать возможность накопления гражданами при тратах домашних хозяйств на уровне приемлемого социального стандарта потребления.

Для повышения реальных доходов наименее обеспеченных граждан и повышения их покупательной способности, необходим опережающий рост их доходов по сравнению с ростом тарифов и доходами богатейших людей.

Стимулировать рост доходов наименее обеспеченных граждан можно неналоговыми мерами, предоставляя социальные доплаты в случае, если ежемесячные доходы после вычета НДФЛ не превышают уровень прожиточного минимума для трудоспособного населения.