18.04.2024
work_space_CNS_ATM.jpg

 

 

23 марта специалисты гидрометеорологической службы России отметили свой профессиональный праздник. В 2019 году он праздновался в 11-й раз. Событие было установлено Указом Президента Российской Федерации Дмитрием Медведевым в мае 2008 года.

Накануне праздника мы встретились с Татьяной Баланюк, лидером первичной профсоюзной организации Забайкальского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и поговорили о том, чем сегодня живет профсоюз и какие вопросы решает.

 

Татьяна Алексеевна, прошлый год был для вас непростым… Отрасль штормило: работников Гидрометслужбы опять испытывали на прочность?

Действительно, 2018 год был тяжелым. Практически все 12 месяцев мы сражались за заработную плату. И боролись силами не только краевой сети, но всей страной.

Повышение с 1 января, а затем и с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума оказалось неожиданным для работодателя. Ведь субсидии, направленные на выполнение государственных заданий в 2018 году, не предполагали дополнительных затрат. А их на исполнение Росгиромету требовалось свыше 1,27 миллиарда рублей. Денег не предвиделось.

Зарплаты высококвалифицированных работников гидрометслужбы с высшим образованием и многолетним опытом работы в отрасли были уравнены в оплате труда с работниками 1 квалификационного уровня, не имеющим высшего образования.

Общероссийский профсоюз авиационных работников принял решение о проведении всероссийской акции по повышению заработной платы.

 

Пошли на баррикады и площади?

Нет, действовали мирным путем. То ли к счастью, то ли, к сожалению, у нас уже имелся многолетний и нелегкий опыт по «выбиванию» — путем многочисленных акций, писем, обращений — из федеральной казны денег на повышение зарплат.

В этот раз членам профсоюза было предложено направить персональные обращения на адрес электронной почты Президента РФ Владимира Путина.

Текст был един: «Уважаемый Владимир Владимирович! В условиях повышения МРОТ моя зарплата, специалиста Гидрометслужбы уравнялась с зарплатой неквалифицированного работника. Необходимо Ваше участие по выделению финансирования Росгидромету на повышение оплаты труда.

За две недели в адрес президента ушло 3369 писем со всех уголков страны.

 

И все они попали адресату?

По поступившим уведомлениям было видно, что письма работников перенаправляются не в Минфин или Минтруд, а в Росгидромет и Минприроды – органы, не принимающие решений о величине финансирования службы.

Хочу отметить, что Росгидрометом усилия по повышению заработной платы работникам предприняты были, однако они так и остались без внимания.

Потом еще несколько раз писали в Минфин…

 

Дождались-таки реакции от главных финансистов страны?

Минфин отписывался: проекты соответствующих документов дорабатываются. Как только они будут утверждены, Росгидромет получит финансирование.

 

С начала ваших действий на тот момент прошло уже полгода. Хоть кто-нибудь ответил, почему отрасль осталась на отшибе?

За это время мы неоднократно обращались в различные инстанции, но четкого ответа разъяснения причин недофинансирования так и не получили. В одном из ответов Минфин указал на возможную причину: работники наблюдательной гидрометеорологической сети не были включены в Указ президента от 7 мая 2012 года, в котором поручалось обеспечение повышения зарплаты отдельных категорий бюджетников до определённых показателей.

 

И вы решили использовать старый проверенный способ: обратиться в прокуратуру?

Профсоюз авиационных работников во главе с Валерием Ивановичем Селитринниковым и Зоей Воронковой передали генеральному прокурору Юрию Чайке письмо, в котором сообщил о том, что исполнительными органами власти не исполняется федеральное законодательство. Уточнили, что на многочисленные обращения профсоюза о выделении средств ведется нескончаемая переписка.

Писали, что такая практика финансирования приведет к тому, что закрытие метеостанций станет неизбежным явлением.

Сделали акцент на том, что метеорологам законом запрещено объявлять забастовки ввиду важности Росгидромета в обеспечении гидрометеорологической безопасности страны. Поэтому-то мы и пытаемся всеми доступными методами привлечь внимание органы исполнительной и законодательной власти к выполнению принятых ими же законов.

Только обращение в генпрокуратуру привело к положительному ответу: Росгидромету в 2018 году на повышение оплаты труда в связи с увеличением МРОТ было выделено около 1,2 миллиарда рублей.

Вы остались довольны результатом?

С одной стороны, конечно, же да. А с другой – уровень заработной платы на наблюдательной сети повысился только благодаря выделению дополнительного бюджетного финансирования. И то произошло это не равномерно, а практически единоразово – в конце 2018 года.

В феврале 2019 года на итоговой коллегии Росгидромета было отмечено, что зарплата работников все равно остается низкой. И хотя, по словам руководителя Росгидромета, средняя ее величина из года в год повышается: в 2017 году она была 26 400 руб., а в 2018 – 33 315 руб., в крае эти цифры составляют 19 980 рублей в 2017-м, и 23 800 рублей – в 2018 году (при средней зарплате в крае 39 739 рублей!). Однако, эти цифры никак не отражают фактическую оплату труда различных категорий специалистов.

Вопрос увеличения зарплат остается открытым до сих пор, и профсоюз будет держать его на контроле.

 

Работа вашей организации в прошлом году была направлена не только на улучшение финансового положения работников, но и на повышение их социальной защищённости…

В конце декабря 2018 года был заключен новый коллективный договор. Однако работа над ним шла со скрипом. Переговоры проходили в сложной, напряженной обстановке.

Работодатель хотел урезать семидневный дополнительный отпуск за ненормируемый рабочий день, а также уменьшить единовременное пособие при выходе работников на пенсию. Последний пункт касается тех, кто отслужил в отрасли более 20 лет. Им полагается премия в размере 3-х месячного заработка. Тем же, кто добросовестно трудился на предприятии более 25 лет, при выходе на пенсию положена выплата в размере 4 месячного заработка.

Эти два пункта, по моему мнению, главные в коллективном договоре. Они улучшают жизнь работников и стимулируют их к стабильной и продуктивной деятельности. Люди очень рассчитывают на них. Для профсоюзной организации и работников сети было шоком, то что работодатель собирается урезать эти пункты коллективного договора.

Только благодаря усилиям и настойчивости профсоюза удалось сохранить льготы, пойдя на незначительные уступки работодателю.

Федерация профсоюзов очень поддержала нас своими рекомендациями. И профсоюзный актив, и весь коллектив Забайкальского УГМС благодарят за оказанную помощь главного правового инспектора труда Дмитрия Титова, правового инспектора труда Соилму Батомункуеву и заведующую отделом социально-трудовых отношений и социального партнёрства Ирину Семину.

 

23 марта вы празднуете свой профессиональный праздник – День метеоролога. С какими мыслями вы прибываете в этот день?

В современном мире почти все отрасли испытывают влияние гидрометеорологических условий. Это авиация, оборона, сельское хозяйство, автомобильный и железнодорожный транспорт, здравоохранение, служба борьбы с чрезвычайными ситуациями... Да и населению знания метеорологии нужны повседневно: ведь от погоды зависит настроение, самочувствие и планы на текущий день.

Зная, что нас ждет, мы можем подготовиться и предупредить сложности. Поэтому главной целью работы нашей службы является снижение ущерба имуществу и угрозы жизни населения. Переоценить значение труда людей, которые работают в нашей профессии просто невозможно.

Сегодня я желаю работникам отрасли оптимизма, работоспособности и дальнейших успехов в нелегком деле. Чтобы труд был оценен по достоинству, чтобы мы были социально защищены, чтобы в коллективах был нормальный психологический микроклимат, чтобы трудиться было комфортно и легко. Здоровья вам и вашим близким.

 

Пресс – секретарь, редактор газеты

«Профсоюзы Забайкалья « Лидия Царькова

 

Март 2019 год