28.03.2024
work_space_CNS_ATM.jpg

 

 

В начале XIX века появилось множество предложений по созданию службы регулярных гидрометеорологических наблюдений в Российской Империи. Они и легли в основу проекта, за осуществление которого взялся выдающийся ученый академик Адольф Купфер.

 

26 апреля 1834 г. по «высочайшему соизволению» Николая I в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров были учреждены Нормальная обсерватория и ряд ее филиалов.

 

Резкому прорыву в сфере создания мирового метеорологического сообщества «способствовала» Крымская война. 14 ноября 1854 г. на английские и французские корабли в гавани и на внешнем рейде Балаклавы обрушился сильнейший ураган (смерч). Тогда у крымского побережья затонули свыше 30 судов. Буря нанесла такой ущерб англо-французской армии, что на метеорологию впервые обратили внимание не только ученые, но и государственные деятели. В феврале 1855 г., спустя всего три месяца после шторма в Балаклаве, была создана первая прогностическая карта погоды. Начали создаваться национальные метеорологические службы, а в 1871 г. по инициативе руководителя Российской службы академика Г. Вильда была учреждена Международная метеорологическая организация, с 1950 г. это - Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

 

С самого начала зарождения аэронавтики при полетах использовалась метеорологическая информация, но крайне бессистемно. Однако уже в 1914 г., сразу после начала Первой мировой войны при Генштабе Русской императорской армии было организовано специальное управление по метеорологическому обеспечению полетов военных аэропланов.

 

К 1920 г. на территории России действовало 673 станции. Именно в это трудное время, еще до окончания гражданской войны, 21 июня 1921 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», подписанный В.И. Лениным. Этот декрет не только узаконил деятельность ГФО как метеорологического центра России, но и предоставил широкие возможности для дальнейшего развития метеорологических исследований.

 

С началом Великой Отечественной войны Гидрометслужба страны была переведена в состав Красной Армии. Гидрометеорологическое обеспечение боевых действий Вооруженных Сил в период 1941-1945 гг. является одной из ярких страниц деятельности службы, внесшей неоценимый вклад в Великую Победу.

 

В октябре 1941 г. союзники по только складывающейся антигитлеровской коалиции договорились о поставках из США в СССР значительного количества боевых самолетов. В связи с тем, что доставка северным маршрутом через Мурманск оказалась чрезмерно опасной, а южным маршрутом через Иран - слишком протяженной по времени, было принято решение об организации воздушной трассы, которая соединила бы Аляску и Сибирь (АЛСИБ). На вновь созданных аэродромах АЛСИБа сформировали авиационные метеорологические станции.

 

Новый этап в развитии Гидрометслужбы наступил в 1960 гг., когда огромное развитие получили спутниковые методы исследования в области метеорологии, гидрологии, океанологии, изучения природных ресурсов. Гидрометслужбе СССР было поручено организовать Общегосударственную службу наблюдений и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, почвы и водных объектов по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям и экстренной информации о резких изменениях уровня загрязнения атмосферы, почв и вод (ОГСНК); обеспечивать заинтересованные организации и учреждения систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы, почвы, водных объектов и о возможности их изменения под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий.

 

Роскомгидромет СССР является родоначальником теории и практики введения в стране системы регулирования выбросов в атмосферу через установление нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ): в 1980 г. им впервые в нашей стране была проведена полномасштабная инвентаризация источников выбросов в атмосферу.

 

Основные направления развития и расширения состава и программ наблюдений ОГСНК были утверждены приказом Госкомгидромета СССР в 1987 г. В соответствии с этим приказом вплоть до 1990 г. происходило интенсивное развитие наблюдательной сети, ее оснащение современными измерительными приборами и оборудованием, совершенствование научно-методической базы осуществления мониторинга.

 

Деятельность воздушного транспорта отличается наибольшей погодозависимостью из всех отраслей экономики. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) за последние 25 лет от 6 до 20% авиационных происшествий произошло из-за неблагоприятных метеоусловий. Поэтому метеорологическое обслуживание гражданской авиации является приоритетным направлением деятельности Росгидромета, сегодня его осуществляют 249 оперативных подразделений.

 

В 2018 г. авиаметеорологическими подразделениями Росгидромета обслужено 1 млн. 147 тыс. самолетовылетов. При этом оправдываемость прогнозов погоды по аэродромам очень высокая и составляет 94%.

 

В 1961 г. по инициативе академика Е.К. Фёдорова был создан Высокогорный геофизический институт в Нальчике, который стал головным научно-исследовательским учреждением Гидрометслужбы в сфере исследований физики конвективных облаков и активного воздействия на градовые и снеголавинные процессы. В 1974 г. Советом Министров СССР было принято постановление «О создании военизированных служб по борьбе с градом». В 1978 г. Советом Министров СССР принято постановление «О мерах по улучшению защиты объектов от снежных лавин».

 

Постановление Правительства от 1973 г. «Об усилении охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» положило начало разработке научных методов тушения лесных пожаров искусственно вызываемыми осадками. Наибольший прогресс достигнут в конце 80-х – начале 90-х гг. в Научно-исследовательском центре дистанционного зондирования атмосферы.

 

В начале 2000-х гг. было установлено 2 тыс. автоматизированных метеорологических наблюдательных систем, что способствовало значительному увеличению объёмов собираемой и распространяемой информации, сокращению времени доведения до центров обработки информации.

 

Важнейшей вехой проекта Росгидромет-2 явилась установка и введение в эксплуатацию в ГВЦ Росгидромета суперкомпьютерного комплекса Cray производительностью в 1,3 квадриллионов операций в секунду. Это позволило увеличить вычислительную мощность гидрометслужбы РФ более чем в 30 раз. В оперативных подразделениях Росгидромета в Новосибирске и Хабаровске тоже установлены вычислительные комплексы Cray производительностью по 76 триллионов операций в секунду.

 

Главная задача любой гидрометслужбы мира как государственного института является повышение гидрометеорологической безопасности населения и отраслей экономики за счет снижения отрицательных воздействий опасных природных явлений (ураганы, наводнение, засухи, морозы, ливни, град, снегопады и др.). Решению данной задачи способствует реализация федеральных целевых программ по установке доплеровских метеорологических радиолокаторов. Правильное и своевременное использование фактической и прогностической гидрометеорологической информации ежегодно позволяет снизить у нас в стране экономические потери в размере 39 млрд. руб., а главное - сохранить жизни тысячам людей.

 

Все вышеперечисленные достижения гидрометеослужбы были достигнуты с активным участием первичных и территориальных организаций российского профсоюза авиаработников, основными направлениями которых является заключение коллективных договоров, развитие и укрепление социального партнёрства, контроль решения проблемных вопросов в области оплаты труда, занятости, социальных гарантий, охраны труда.

 

Одной из важнейших задач, которую профсоюзы решали в последнее время, – это зарплата гидрометеорологов. Профсоюзами была организована массовая отправка писем и обращений работников отрасли Президенту РФ, в Минфин, депутатам Госдумы. Профсоюз авиаработников направил обращения в Генеральную прокуратуру о невыполнении федерального законодательства органами исполнительной власти. Министерство финансов в одном из ответов указало, что часть сотрудников гидрометеорологической сети не были включены в Указ Президента от 7 мая 2012 г. № 597 по повышению зарплаты отдельным категориям бюджетников до определенных целевых показателей. В настоящее время проблем с дополнительным финансированием предприятий отрасли нет, и оно определено на ближайшие два года. Однако заработная плата специалистов гидрометеослужбы остается низкой, и отраслевой профсоюз продолжает работу по повышению зарплаты работников отрасли вместе с руководством Росгидромета в рамках заключенного отраслевого соглашения.