23.10.2019
d 047.jpg

 

 

Страховой номер индивидуального лицевого счета будет применяться для идентификации физлица при получении им государственных и муниципальных услуг.

Подписан закон о совершенствовании индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) и расширении направлений его использования. Вносятся изменения в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающие правовую основу организации персонифицированного учета не только в целях реализации прав в системе обязательного пенсионного страхования, как это было ранее, но и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

В частности, введено понятие "зарегистрированные лица" - это физлица, которым открыт индивидуальный лицевой счет. В свою очередь устанавливается, что "индивидуальный лицевой счет" - это электронный документ, содержащий сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах ПФР.

Индивидуальный лицевой счет открывается на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и иных организаций.

Устанавливаются обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе по передаче сведений в органы ПФР, а также уточняются полномочия органов ПФР в целях организации межведомственного обмена информацией.

Предусматривается ответственность органов и должностных лиц, участвующих в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах.

Срок хранения документов, содержащих сведения ИПУ в письменной форме, составляет, как и ранее, не менее шести лет. А в отношении документов в электронной форме установлен иной срок - не менее семидесяти пяти лет.

Законом также исключаются положения, касающиеся страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Его заменит документ, подтверждающий регистрацию в системе ИПУ. При этом СНИЛС сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе ИПУ.

 

Подписан закон об индексации пенсий сверх прожиточного минимума пенсионера.

Согласно действующим правилам каждая новая индексация увеличивает размер пенсии и пропорционально уменьшает размер социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера.

Поправки в закон о государственной социальной помощи позволят сначала доводить общую сумму доходов пенсионера до прожиточного минимума, а затем проводить индексацию пенсии.

Согласно закону размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении должен определяться как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат.

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат (страховой и накопительной пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты), в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться указанные выплаты без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.

Если с 1 января текущего года изменяется величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, то при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться размеры указанных выше денежных выплат, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.

При этом установлено, что суммы выплат, рассчитанные по новым правилам и причитающиеся пенсионеру с 1 января 2019 года, должны быть выплачены не позднее 1 июля 2019 года.

Кроме того, законом уточнен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и в каждом субъекте РФ (для субъектов РФ определение данной величины будет регламентироваться правилами, утверждаемыми Правительством РФ).

 

Скорректирован Закон о выплатах семьям с детьми.

Федеральным законом установлены меры государственной поддержки в виде ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка.

В названный Федеральный закон вносятся изменения, согласно которым граждане могут обратиться с заявлением о назначении таких выплат не только по месту жительства, но и по месту фактического проживания или пребывания на территории Российской Федерации, что упростит получение выплат.

Граждане, получающие ежемесячные выплаты, будут обязаны извещать органы, назначившие выплату, об изменении места жительства, места фактического проживания или пребывания.

Кроме того, предусматривается, что информация о получении гражданином ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребёнка будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

 

Цель принятых поправок - повысить доступность паллиативной медпомощи и профилактических медосмотров, включая диспансеризацию. Так, пройти профосмотр можно будет в вечерние часы и в субботу. Граждане должны иметь возможность дистанционной записи к врачу, а на постановку онкодиагноза отведено не более 14 календарных дней с даты назначения исследований.

Кроме того, установлены нормативы объема и финансовых затрат на оказание паллиативной медпомощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому. Затронуты вопросы обеспечения неизлечимо больных необходимыми медизделиями и обезболивающими препаратами (включая наркотические и психотропные средства). Предусмотрено оказание психологической помощи таким пациентам и членам их семей.

с 28 мая вступают в силу новые правила обязательного медицинского страхования

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»

В частности, будет усилено профилактическое направление в работе поликлиник.

Планируется, что  в ближайшие два года все россияне пройдут диспансеризацию и профилактический осмотр. В том числе и для определения группы здоровья. В случае если во время диспансеризации у человека будет выявлено хроническое заболевание, его поместят под диспансерное наблюдение.

Пациенты будут проходить медобследование несколько раз в год. Причём о проведении очередного обследования гражданам будут заранее напоминать работники медучреждений и представители страховой компании, выдавшей полис ОМС.

Новые правила обязывают страховые компании работать с обращениями и жалобами граждан. В случае возникновения спорных вопросов — помогать гражданам в разрешении их проблем. Например, если у пациента возникли сомнения в качестве проведённого обследования и лечения, представители страховой компании назначат экспертизу оказанного лечения.

Утвержден новый порядок диспансеризации взрослых

Приказ Минздрава России от 29.03.2019 № 173н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми»  Зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2019 № 54513.

В частности, обновлен перечень заболеваний (состояний), при наличии которых устанавливается диспансерное наблюдение врачом-терапевтом: теперь он включает в том числе предиабет, хронический панкреатит. Перечень содержит рекомендуемые длительность и периодичность диспансерного наблюдения.

Наличие медицинских показаний для проведения диспансерного наблюдения, периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций), длительность диспансерного наблюдения, объем профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий определяются ответственным медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

При осуществлении диспансерного наблюдения ответственный медицинский работник обеспечивает:

- формирование списков лиц, подлежащих диспансерному наблюдению в отчетном году, их поквартальное распределение;

- информирование лиц, подлежащих диспансерному наблюдению в текущем году, или их законных представителей о необходимости явки в целях диспансерного наблюдения;

- обучение пациентов навыкам самоконтроля показателей состояния здоровья, определенных врачом-терапевтом (фельдшером) или врачом-специалистом, осуществляющим диспансерное наблюдение, и алгоритмам действия в случае развития жизнеугрожающих состояний.

 

Уточнен порядок обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации.

Так, в частности, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, дополнены перечнем оснований для снятия уполномоченным органом инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием).

Устанавливается порядок определения начальной даты, с которой рассчитывается срок пользования техническим средством (изделием): с даты его предоставления инвалиду (ветерану), а в случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) - с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы.

Кроме того, указывается, что технические средства (изделия), включаемые в утверждаемый Минтрудом России перечень, подлежат замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы.

 

Упрощена процедура освидетельствования граждан для установления инвалидности.

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) будет передаваться в бюро МСЭ в электронном виде с использованием информационных систем без участия гражданина, а при отсутствии доступа к информационным системам - на бумажном носителе. При этом гражданин будет направляться на МСЭ только с его письменного согласия. Сведения о результатах МСЭ также будут передаваться в электронном виде.

С 1 октября 2019 г. граждане смогут через Единый портал госуслуг:

- подать заявление о проведении МСЭ;

- получить копии акта и протокола проведения МСЭ;

- обжаловать решение бюро МСЭ.

Предусмотрена возможность проведения МСЭ в исправительном учреждении.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в электронном виде с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В 2019 году увеличены нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги

О доступности паллиативной медпомощи и профилактических медосмотров.

 

Данные нормативы составляют:

по санаторно-курортному лечению - 133,1 руб. (здесь и далее в 2018 году - 127,9 руб.);

по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 18,9 руб. (18,2 руб.);

по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения - 105,3 руб. (101,1 руб.).

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 15 декабря 2017 г. N 849н с внесенными в него изменениями.

На 2019 год увеличена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

 

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях составляет:

- для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов - в размере, не превышающем 1247,7 рублей (в 2018 г. - 1202,6 рублей);

- для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга - в размере, не превышающем 1951,5 рублей (в 2018 году - 1881,0 рублей).

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 15.12.2017 № 850н.

 

Обновлен порядок проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

 

Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Определена периодичность проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации.

Информация о медицинских организациях, на базе которых граждане могут пройти профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, размещается в сети Интернет.

Гражданин вправе отказаться от проведения профилактического медицинского осмотра и/или диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра или диспансеризации.

Определен перечень конкретных медицинских процедур в рамках профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, а также критерии, используемые для определения группы здоровья граждан по результатам профилактического медицинского осмотра и диспансеризации.

Признаны утратившими силу приказы Минздрава России от 06.12.2012
№ 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра», от 26.10.2017 № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

 

Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2019 N 54210.

Обновлены предельные уровни тарифов на ряд услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, предоставляемых ФГУП "Почта России".

Так, в частности, повышены предельные уровни тарифов за пересылку:

почтовой карточки простой - с 17 рублей до 18 рублей, и заказной - с 37 рублей до 39 рублей;

заказного письма весом до 20 г - с 46 рублей до 50 рублей;

письма с объявленной ценностью весом до 20 г - со 105 рублей до 110 рублей;

заказной бандероли весом 100 г - с 66 рублей до 70 рублей.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФАС России от 20.02.2018 № 208/18.

  • Письмо Минтруда России от 17 мая 2019 г. № 21-3/В-574.

Информация Минтруда о получении СНИЛС работодателями.

В каких случаях работодателю необходимо получать за работника документ, подтверждающий регистрацию в системе персучета (номер СНИЛС)?

Согласно новой редакции ст. 65 Трудового кодекса в случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодатель обязан лишь представить в соответствующий территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета).

В Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования сохранилась норма, в соответствии с которой работодатель обязан получать в органах ПФР документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись застрахованным лицам.

Минтруд России в своем письме ответил на вопрос о том, в каких случаях на работодателя возлагается такая обязанность. Чиновники пояснили, что для открытия индивидуального лицевого счета гражданин подает в ПФР в том числе соответствующее заявление. Оно подается лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В течение 5 рабочих дней ПФР принимает решение об открытии лицевого счета. О результатах регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР обязан проинформировать его способом, указанным в обращении, путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета.

В случае подачи физическим лицом заявления через работодателя, информирование, а также выдача ему документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляется через указанного работодателя.

 

  • Письмо Минтруда России от 21 мая 2019 г. № 14-2/ООГ-3606.

Информация Минтруда о необходимости оплачивать сверхурочную работу при увольнении до окончания учетного периода.

Согласно ст. 99 Трудового кодекса для работников с суммированным учетом рабочего времени сверхурочной является работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период). Соответственно, подсчет сверхурочных часов и их оплата производится только по окончании учетного периода письмо Минздравсоцразвития России от 31 августа 2009 г. № 22-2-3363).

На практике нередко возникает вопрос с тем, необходимо ли определять сверхурочную работу и оплачивать ее в случаях, когда работник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, увольняется до окончания учетного периода.

В Минтруде указали, что работник с суммированным учетом рабочего времени, который увольняется до истечения учетного периода, имеет право на повышенную оплату сверхурочной работы, как и другие работники.

При увольнении такого работника до завершения учетного периода необходимо правильно определить количество часов сверхурочной работы. Для этого необходимо рассчитать нормальную продолжительность рабочего времени в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н за фактически отработанную часть учетного периода и сравнить ее с количеством фактически отработанных в эту часть часов. Часы, превышающие нормальную продолжительность рабочего времени, будут являться сверхурочными и подлежат повышенной оплате в соответствии со ст. 152 ТК РФ: за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

 

  • Официальный сайт Роструда.

Информация от Роструда об обеспечении условий труда в жару.

Соответствующая информация появилась на официальном сайте Роструда. В ней указывается на необходимость с учетом жаркой погоды идентифицировать опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, в рамках проведения работодателями процедуры управления профессиональными рисками.

Речь идет, в частности, об опасности теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха и опасностях, связанных с воздействием микроклимата. При наличии таких опасностей работодателям следует оценить уровни профессиональных рисков и принять меры по их исключению или снижению.

Ведомство призывает работодателей обеспечить благоприятный температурный режим, например, за счет кондиционирования. Также следует предоставлять сотрудникам возможность делать перерывы в работе, предусмотреть места для отдыха и обеспечить наличие в рабочих помещениях чистой питьевой воды. Должна быть доступна для использования и аптечка с необходимыми лекарствами.

Наряду с рекомендациями Роструд напоминает о действующих Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.4.3359-16«Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81. Ими предусмотрена продолжительность рабочего времени при отклонении температуры воздуха от нормы. Так, восьмичасовой рабочий день на работах, не связанных с физическими нагрузками и постоянными перемещениями, сохраняется при температуре воздуха в рабочем помещении не более 28°С. При повышении температуры рекомендуется сокращать рабочий день:

на один час — если температура достигла 28,5°С;

на два часа — при повышении температуры до 29°С;

на четыре часа — при температуре 30,5°С.

Что касается работников, выполняющих работы, связанные с постоянным перемещением (ходьбой), умеренными и значительными физическими нагрузками, перемещением тяжестей, то продолжительность их рабочего дня подлежит сокращению при достижении более низких значений температуры — 26,5-27,5 градусов.

 

  • Официальный сайт ПФР.

ПФР о двух трудовых книжках у одного работника.

ПФР не возражает против наличия у работников нескольких трудовых книжек -на официальном сайте ПФР дана правовая оценка ситуации, когда человек, помимо основного места работы, занимает должность по совместительству, но не сообщает об этом работодателю по основному месту работы. По мнению специалистов ПФР, в таком случае на работе по совместительству можно завести вторую трудовую книжку. «Российское законодательство не ограничивает граждан в количестве трудовых книжек», — отмечается в сообщении. В Фонде у работника будет учитываться период работы и по основному месту, и по совместительству при наличии отчислений в ПФР со стороны работодателей.

Следует, однако, обратить внимание, что с точки зрения трудового законодательства возникновение описанной в вопросе ситуации невозможно. В силу ст. 66 Трудового кодекса работодатель ведет трудовую книжку работника только в том случае, если работа у данного работодателя является для работника основной. Сведения же о работе по совместительству по желанию работника вносятся в его трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Иными словами, даже если работник обратится к работодателю по совместительству с просьбой завести ему трудовую книжку, тот не сможет эту просьбу исполнить. На практике действительно бывают ситуации, когда работники пытаются схитрить, и в результате у них появляется несколько трудовых книжек. Возникает такая ситуация в результате того, что работники трудоустраиваются по нескольким местам работы как по основным, не информируя работодателей о наличии у них другой работы. В таком случае каждый из работодателей действительно оформит работнику отдельную трудовую книжку.