20.04.2024
d 047.jpg

 

 

Общероссийский профсоюз авиационных работников предложил включить в проект Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации годы следующие положения:

«В целях реализации требований трудового законодательства Стороне Правительства Российской Федерации с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей обеспечить принятие в 2020 году нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Комментарий: В настоящее время отсутствует акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий в соответствии с положениями статьи 118 Трудового кодекса Российской Федерации минимальную продолжительность отпуска за особый характер работы членов летного и кабинного экипажей воздушных судов гражданкой авиации, поэтому работодатели руководствуются приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. № 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях». Указанный приказ в настоящий момент во многом является устаревшим, требующим актуализации с учетом изменившихся реалий, поскольку применение указанного приказа приводит к нарушению баланса рабочего времени и времени отдыха членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, приказ МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50 фактически устанавливает отпуск не за характер работы, а за условия труда. Между тем в настоящее время в соответствии с трудовым законодательством оценка условий труда производится через универсальный инструментарий специальной оценки условий труда, не предусматривающий признание условий труда «особыми», а противоречащие данному институту акты отменяются. Профсоюз оценивает как реальные и озабочен существующими рисками признания приказа МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50 не подлежащим применению в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» без установления адекватных компенсационных мер (дополнительного отпуска) за особый характер работы членам экипажей воздушных судов.

Указанные обстоятельства требуют более активной работы по принятию правительственного нормативного правового акта, устанавливающего дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей воздушного судна, в том числе фиксации в Генеральном соглашении обязанности правительственной стороны по обеспечению принятия нормативных правовых актов, предусмотренных трудовым законодательством, что, в частности, будет способствовать активизации профильной рабочей группы, сформированной Минтрансом России по подготовке проекта правительственного акта.

Аналогичная ситуация складывается и вокруг принятия проекта приказа Минтруда России «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации», работа над которым ведется с 2015 года. Не реализация требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда в части установления особенностей может привести к социальной напряженности в организациях и требует реакции социальных партнеров федерального уровня.