20.04.2024
d 028.jpg

ОПАР направил в профсоюзные организации разъяснение по поводу того, что COVID-19 стал не только угрозой здоровью людей, но и повысил риск соблюдения трудовых прав работников, о чем свидетельствует возросшее число обращений в ОПАР членов профсоюза.

Пандемия повлияла не только на трудовые отношения, но и на коллективные переговоры профсоюза с работодателями: нередко встает вопрос об уровне социальных гарантий и компенсаций, индексации зарплаты, закрепленных в коллективных договорах. В непростых условиях удаленной работы и самоизоляции предприятия сегодня начинают применять новые подходы в переговорах. У каждого из них есть и плюсы, и минусы, но в любом случае работники не должны пострадать.

К сожалению, ни Правительство РФ, ни Минтруд, ни Роструд России не подготовили до настоящего времени рекомендаций о мерах по защите трудовых прав работников в период пандемии. Некоторые работодатели, воспользовавшись правовым вакуумом, решили в условиях якобы обстоятельств непреодолимой силы снизить правовые льготы и гарантии работников в вопросах увольнения, снижения оплаты труда, установленных льгот и компенсаций в коллективных договорах, исполнения их условий, в других вопросах, снижающих социальные права работников.

В этой связи Профсоюз видит необходимость в данный период призвать работодателей к тому, чтобы обеспечить соблюдение необходимых санитарных норм в отношении работников предприятий и организаций и не допустить массовых увольнений, сокращения рабочих мест и полагающихся выплат. Стоит задача минимизировать возникающие риски для работников.

При этом следует учитывать, что угроза коронавируса согласно действующему трудовому законодательству не может быть причиной для нарушения трудовых прав работников.

Одновременно ОПАР напоминает своим членским организациям, профактиву о действующем праве профсоюзных организаций на общественный контроль за соблюдением администрацией установленных норм трудового законодательства, как в области приема, перевода работников на работу и их увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, улучшения условий труда и сохранения здоровья работников, а также вопросов заключения коллективных договоров и соглашений. Эти права профсоюзных организаций в период пандемии никто не ограничивал. Также никто не давал права работодателям своевольничать в этот период, снижать работникам гарантии и льготы, не исполнять условия коллективных договоров. Поэтому при нарушениях должен быть задействован, как и прежде, весь комплекс правозащитных мер: предписания об устранении нарушений, помощь работникам при обращении в Федеральную инспекцию труда, прокуратуру, суды и другие предусмотренные законом меры.

ОПАР обращает внимание, что и государственные органы в период пандемии ужесточили наказание недобросовестных руководителей предприятий за нарушения прав работников и неправомерное ущемление установленных льгот и гарантий.

Следует при этом иметь в виду, что эпидемия (пандемия) коронавируса как таковая не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку не является ни чрезвычайной, ни непредотвратимой, учитывая регулярно имевшие в мире место эпидемии («свиной» и «птичий» грипп, атипичная пневмония), лишающие коронавирус исключительного характера. Обстоятельства непреодолимой силы – это не абстрактное общее понятие, автоматически применяемое для всех, это невозможность исполнения определенного обязательства, в котором надо разбираться конкретно.

В вопросах увольнения следует обратить особое внимание на то, что Правительство РФ неоднократно выступало с предостережением к работодателям, которые увольняют своих сотрудников или сокращают заработную плату своим сотрудникам в период пандемии. Так в случае, если работодатели, игнорируя заявления Правительства и Президента РФ, начнут увольнять сотрудников, то возможно их будут ждать такие последствия как проверки со стороны правоохранительных органов и немалые штрафы.

При снижении оплаты труда следует помнить, что Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 установлено, что работникам необходимо сохранить заработную плату за нерабочую неделю, невзирая на то, что работать они не будут.

Некоторые работодатели считают, что имеют возможность снижать заработную плату, ссылаясь на статью 74 ТК РФ. Однако данная норма позволяет изменять трудовой договор только в том случае, если имеются организационные или технологические изменения, которые не позволяют сохранить прежние условия. Если организация будет ссылаться на тяжелое материальное положение, данные обстоятельства не могут рассматриваться как организационные, и технологические изменения и не могут быть расценены как основания для снижения заработной платы работников.

По заявлению работника и с согласия работодателя ежегодный оплачиваемый отпуск (или его часть) может быть перенесен на удобное для работника время. Определенно для сегодняшней ситуации в стране, для многих работников это одна из оптимальных гарантий сохранения своей работы. Но необходимо также помнить, что работодатель обязан выплатить работнику отпускные до начала отпуска, а именно за три дня до начала, данная норма закреплена в статье 136 ТК РФ.

В исключительных случаях, если организация заморозила работу, оптимальным решением будет объявление и оформление простоя, то есть временное приостановление деятельности компании по ряду экономических, организационных причин. Порядок оформления простоя регламентируется ч.4 ст.72.2 ТК РФ. А статья 157 ТК РФ регламентирует порядок оплаты труда работников в период простоя, за работником сохраняется не менее двух третей средней заработной платы работника.

ОПАР надеется, что риски, вызывающие ограничения прав и законных интересов работников в период пандемии, будут минимизированы в результате совместных согласованных действий администрации и профсоюзных организаций, которые будут способствовать преодолению временно возникших трудностей.