Доклад
председателя Общероссийского профсоюза авиационных работников
на заседании Центрального комитета Профсоюза
по вопросу
«О задачах Профсоюза в условиях современной социально – экономической деятельности в сфере гражданской авиации и гидрометслужбы России»
15 ноября 2017 года.
Уважаемые коллеги!
25 октября Генеральный Совет ФНПР обратился к Владимиру Путину с предложением выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года.
В докладе Председателя ФНПР Михаила Шмакова и выступлениях членов Генсовета отмечалось, что в период президентства В.В.Путина был утвержден политический суверенитет России, начал укрепляться экономический суверенитет страны. Многие вопросы социально-трудовой сферы профсоюзам удалось решить благодаря конструктивному диалогу с президентом.
Михаил Шмаков призвал профсоюзы России настаивать на том, чтобы в качестве кандидата на выборах 2018 года баллотировался Путин, так как именно он выступил со стороны государства в качестве ответственной инициативной стороны социального партнерства. В период его руководства окончательно оформилась как реальный работающий механизм система трехсторонних комиссий в центре и регионах.
Члены Генсовета проголосовали за предложение В.В. Путину выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года. Предлагаю членам Центрального комитета Профсоюза выразить свою солидарность с позицией ФНПР.
Будущему президенту России предстоит обратить особое внимание на необходимость решения задач: преодоления бедности работающего населения; обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы; установления базовых окладов по профессиональным квалификационным группам не ниже МРОТ, создания реальных инструментов защиты безработных граждан; поддержки реальной, а не спекулятивной части экономики.
Одновременно на Генсовете отмечалось, что правительство России по-прежнему не обеспечивает выполнение заданий Президента РФ по повышению темпов экономического роста. Остается отрицательной оценка антикризисных действий финансово-экономического блока Правительства РФ. Не ослабевают попытки, направленные в обход системы социального партнерства на снижение занятости, сокращение издержек на оплату труда, а также контроль и надзор в трудовой сфере.
Ключевая задача Профсоюза сегодня – достойная оплата труда. Вопросы повышения заработной платы работников гражданской авиации и работников гидрометслужбы остаются приоритетом деятельности Профсоюза. Мы регулярно совместно с другими членскими организациями ФНПР ставим перед правительством задачу повышения МРОТ, поскольку, несмотря на его увеличение с 1 июля 2017 года, МРОТ составляет порядка 76 процентов от прожиточного минимума.
Однако у Профсоюза есть претензии к самой методике подсчёта прожиточного минимума, которая не учитывает особенностей последних лет, которые связаны с обязательными платежами граждан.
Профсоюз видит проблему включения в заработную плату компенсационных и стимулирующих выплат и заявляет о недопустимости такого подхода, который наносит ущерб тем работникам, которые получают заработную плату, близкую к минимальному размеру оплаты труда. В этот минимальный размер оплаты труда погружают все надбавки. Хотя в принципе минимальный размер оплаты труда – это минимальная заработная плата в нормальных условиях работы. В последнее время это вызывает достаточно серьёзное недовольство работников (например, в Иркутской области, также обращения в суды есть в Забайкальском крае).
Благодаря активности организаций профсоюзов, в том числе и руководителя членской организации нашего Профсоюза (Т.Н. Якубек) губернатор Магаданской области отозвал антинародную инициативу по включению северных надбавок и коэффициентов в МРОТ.
Росгидромет.
Профсоюз вступает в переговоры с Росгидрометом по заключению Отраслевого соглашения на очередной период. Следует добиваться повышения заработной платы метеорологов через ОТС, о чем подробно в своем выступлении по второму вопросу доложит заместитель председателя Профсоюза Зоя Ивановна Воронкова.
Сегодня задача Профсоюза - это установление понятной системы оплаты труда, где доля окладной части в составе заработной платы должна быть не мене 70%.
Наш Профсоюз заявляет, что в демократическом государстве, которым является Россия, недопустимо улучшение уровня одних (многочисленных) категорий работников за счет ущемления и игнорирования прав других категорий (меньшинства), в этой связи Профсоюз призывает Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации при проведении мероприятий по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы не допускать дискриминации работников гидрометслужбы и индексировать оплату их труда наравне с другими бюджетниками.
Факт, но мы привыкли, что низкая зарплата в учреждениях Росгидромета – это постоянная проблема. Но и в авиационной отрасли существует колоссальный дисбаланс между заработной платой отдельных категорий работников и предприятий с разной формой собственности. В сентябре этого года на встрече с профсоюзным активом государственного предприятия - Аэропорт Магас (Республика Ингушетия), в рамках которой обсуждались, в частности, и вопросы низкой заработной платы авиапредприятия, которая в среднем составляет 15000 рублей.
Игнорируя принципы профсоюзной солидарности, отдельные группы работников хотят пополнить свой карман за счет своих коллег. Примером тому служит ситуация в авиакомпании «Россия» (Пулково), в котором члены ПЛС подали на работодателя в суд, требуя проведения пилотам индексации. Учитывая заработную плату пилотов, проведение им индексации не позволило бы провести ее для других категорий работников авиапредприятия, поскольку лишило бы работодателя средств на это. Представители нашего Профсоюза пытались за столом переговоров с ПЛС найти компромиссное решение, но не удалось. Судьи Верховного Суда, рассматривая это неоднозначное дело, не согласились с «разорительными» доводами ПЛС и отказали в удовлетворении их иска, что позволит выровнять ситуацию по индексации в пользу тех работников, которые являются малообеспеченными и в первую очередь нуждаются в индексации.
Ситуация с Большим ОТС понятна. Нет объединения работодателей – нет ОТС. Сигналы Максима Юрьевича Соколова - министра, которые он обещал послать работодателям, к сожалению, услышаны не были.
Профсоюзу целесообразно вновь вернуться к идее заключения ОТС с членами РСПП – самым крупным общероссийским объединением работодателей. Такая возможность появилась в 2012 году, когда были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, но на тот момент из авиапредприятий членами РСПП был только Аэрофлот. В сентябре 2017 года в состав РСПП была включена Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, членами которой являются боле 20 авиакомпаний, среди которых «Сибирь», «Ютейр», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ред Вингз» и другие.
Соответственно, имеется представительство работодателей, которые могут быть охвачены ОТС, представлять которые по законодательству обязано РСПП.
Профсоюз потребовал у Председателя Правительства РФ принять меры по фактам хронического недофинансирования учебных заведений гражданской авиации.
Начиная с 2016 года под «каток оптимизации» попадают работники учебных заведений гражданской авиации России. Перманентное недофинансирование напрямую влияет на уровень жизни работников, заработная плата которых остается на позорно низком уровне для гражданской авиации России: у авиатехников, непосредственно занятых на обслуживании воздушных судов зарплата на сегодня составляет 15-20 тысяч рублей, у водителей службы спецтранспорта - 10-15 тысяч рублей. У остальных категорий работников - лаборантов, техников различных служб, в том числе и служб авиационной безопасности, СПАСОБ, ЭРТОС, и т.п. - около 8-10 тысяч рублей. О работниках с профессиями низкой квалификации, таких как сантехники, уборщики, электрики стыдно говорить.
Профсоюз потребовал от главы Правительства обратить внимание на бедственное положение профессионального образования в гражданской авиации. В результате поступило письмо от руководства Росавиации, которое в полном объеме поддержало позицию Профсоюза по увеличению финансирования учебных заведений, указав, что, несмотря на проявленную Росавиацией инициативу, поручение председателя Правительства решения о выделении Росавиации дополнительных бюджетных ассигнований из резервного фонда не выполнено.
В этой связи предлагаем задействовать профсоюзный актив учебных заведений ГА и провести мирные акции, как пикетирование у здания Минфина и Минобразования, которые в очередной раз не замечают (скажу в кавычках) «малых» бюджетников.
Одна из проблем, которая сегодня стоит на повестке дня перед профсоюзом – распространение коллективного договора только на членов профсоюза. Позиция ФНПР вам известна. Но Профсоюз – это не благотворительная организация. Если работник не желает состоять в профсоюзе, то колдоговор не должен на него распространяться, заключаемого усилиями профсоюза.
Интересен зарубежный опыт, знакомиться с которым нам помогает Международное объединение профсоюзов авиационных работников. Интересно, что, например, в Турции колдоговор в силу законодательства распространяется только на членов Профсоюза. Остальные работники должны перечислять определённый взнос в профсоюз, только в этом случае на них рапространяется коллективный договор.
При этом 100% взносов перечисляется первичными профсоюзными организациями в центральный комитет профсоюза, что делает профсоюз действительно сильным, позволяет профсоюзу оказывать реальное влияние на власти и работодателей, как через забастовки (с сохранением за счет накопленных средств заработной платы бастующим), так и через лоббирование законодательных актов в интересах трудящихся. Вот такой опыт. Готовы ли мы к его реализации? Поэтому мы должны понимать, что одного только распространения колдоговора на членов профсоюза будет недостаточно, пока мы не укрепим финансовую базу Профсоюза, руководствуясь принципом «Единства кассы и ума». А что у нас сегодня? А сегодня у нас нет даже права на забастовку. Профсоюз должен добиваться для
работников возможность реализовать свое конституционное право на забастовку. Именно поэтому Профсоюз направил обращение в Государственную Думу с предложением внести в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации возможность проведения забастовки в виде частичного прекращения работы на авиапредприятиях, когда это не создаёт угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Забастовка в виде частичного прекращения работы, с выполнением минимума необходимых работ (услуг), обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей.
Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг), обеспечит справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.
Соответствующие изменения следует внести и в статью 413 Трудового кодекса Российской Федерации, которая необоснованно запрещает забастовки всем работникам организаций авиационного транспорта.
По мнению Профсоюза назрели изменения в законодательстве, расширяющие права работников и профсоюзов в сфере коллективных трудовых споров, либерализация законодательства о разрешении коллективных трудовых споров, облегчение процедур объявления забастовки. Авиаработники от этого получат возможность самостоятельно отстаивать свои права, добиваться достойной зарплаты и жить по-человечески, реально используя свое конституционное право.
По информации председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Я. Е. Нилова, изложенной в письме, поступившем в ЦК ОПАР, предложения Профсоюза по совершенствованию законодательства о коллективных трудовых спорах будут рассмотрены на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, сформированной при Правительстве РФ, Понимая, что представители работодателей и правительства в ходе обсуждения в РТК могут в штыки воспринять наше предложение, задача Профсоюза аргументировано и настойчиво отстаивать свою позицию.
Очень важно, чтобы профсоюзные представители могли входить в органы управления организаций. Профсоюз поддержал инициативу депутатов, представляющих интересы профсоюзов в Думе, по законопроекту, по которому работодатель обязан включать представителей первичных профсоюзных организаций в состав органов управления организаций с правом совещательного голоса. Работники через своих представителей должны знать как расходуются финансовые потоки, какова стратегия развития предприятия. Законопроект принят Госдумой в первом чтении практически единогласно, надеемся на его успешное прохождение.
Профсоюзу следует и дальше активно проявлять себя в сфере продвижения законодательных инициатив, понимая, что наши социальные партнеры не дремлют и добились включения в паспорт приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» положения о необходимости принятия к 2020 году пакета нормативно-правовых актов, повышающих гибкость трудового законодательства, то есть фактически снижающих ответственность работодателей и повышающих риски наёмных работников.
Остановлюсь на отдельных категориях авиационного персонала, по проблемам которых необходимо и дальше работать Профсоюзу.
Летный состав.
Профсоюзу необходимо и впредь решительно выступать против действий авиационных властей по поводу оттока пилотов в другие страны с более конкурентной заработной платой. Попытки принять законодательные акты, согласно которым пилот, принявший решение уехать и работать на иностранную авиакомпанию, обязан компенсировать стоимость обучения, является сомнительной мерой с точки зрения гарантированности свободы труда, права свободно распоряжаться своими способностями. Это некая полумера. Между тем, государству следует создавать стимулы для развития конкурентоспособных авиакомпаний, которые будут бороться за квалифицированных авиационных специалистов. На практике же череда банкротств авиакомпаний ведёт прямо к формированию монополистических отношений на рынке авиаперевозок, диктующих условия оплаты труда.
На парламентских слушаниях с участием профсоюза было рекомендовано Правительству разработать и утвердить нормативный правовой акт о включении авиационных предприятий в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, что, на наш взгляд, позволит минимизировать недостатки методики СОУТ.
Минтрансу рекомендовано:
1. Подготовить и внести изменения в Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 года № 50, в соответствии с требованиями ИКАО;
2. Разработать ведомственную программу по охране здоровья членов летных экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров УВД, рассмотреть вопрос об организации на базе Центральной клинической больницы гражданской авиации Центра оздоровления, профилактики и восстановительного лечения летно- диспетчерского состава гражданской авиации;
3. Разработать положение о врачебно-летной экспертизе, порядок проведения динамического медицинского наблюдения за авиационным персоналом в межкомиссионный период, порядок проведения предполетных (послеполетных) медицинских осмотров авиационного персонала.
Росавиации рекомендовано создать единую информационную систему «паспорт здоровья авиационного персонала», объединяющую врачей ВЛЭК, авиапредприятий врачей здравпунктов, связанную с федеральной госинформсистемой «Реестр авиационного персонала».
Следует отметить, что Минтранс приступил к реализации некоторых пожеланий законодателя, но не всегда в интересах работников. Так, Профсоюз не поддержал проект изменений в Воздушный кодекс. В законопроекте, направленном на медицинское обеспечение полетов, содержатся в основном нормы, ужесточающие и вводящие разного рода санкции в отношении работников, а также дополнительные процедуры медицинского контроля (например, обязательная ежегодная диспансеризация). Законопроектом планируется ввести дополнительные (сверх Трудового кодекса) основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В частности, член кабинного или летного экипажа может быть уволен, если он уклоняется от прохождения ВЛЭК, диспансеризации или медосмотров. В настоящее время проект дорабатывается.
Профсоюз выступил против инициатив по продлению до 65 лет предельного возраста нахождения на летной работе, так как это противоречит нормам ИКАО, направленным на обеспечение безопасности полетов, а также чревато необоснованной эксплуатацией пилотов, не учитывающей объективные возрастные изменения, препятствующие столь ответственной деятельности.
Кабинный экипаж. Пенсионные вопросы остаются достаточно актуальными для данной категории работников. Большой проблемой стали для наших бортпроводников изменения, которые произошли в судебной практике. Бортпроводников решениями судов стали относить не к летному составу, а к списку №1, соответственно, и на пенсию они могут претендовать не при наличии налета 25 (20 для женщин) лет, а по достижении возраста 50 и 45 лет. Полагаю, что Верховный Суд РФ допускает смещение понятий «летный состав» и «летный экипаж», между тем как Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 к должностям работников летного состава относит членов экипажей воздушных судов.
Считаем (и наша задача доказывать свою точку зрения) социально безответственным и нарушающим принципы стабильности правового регулирования, подобный подход, когда устоявшаяся судебная практика высшей судебной инстанции вдруг пересматривается по странным основаниям, хотя законодательная норма в части пенсионного обеспечения бортпроводников нисколько не изменилась.
Указанные проблемы, вкупе с общей позицией государства по принудительному сокращению выплат пенсионерам, по ее не индексации, по стремлению лишить работающих пенсионеров права на пенсию или повысить пенсионный возраст является неконституционным актом, которые должны встречать решительный отпор со стороны Профсоюза.
Считаю необходимым продолжить на различных уровнях исполнительной власти обсуждение профессиональных проблем каждой категории авиационных работников, добиваясь их решения, в том числе бортпроводников.
Управление воздушным движением.
По оплате стажировки. В рамках единого предприятия ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в каждом филиале существует свой коллективный договор. В результате этого работники единого предприятия, работающие в разных филиалах, имеют разные социальные льготы и условия оплаты труда в части размеров доплат. Чем труднее проходит стажировка, чем больше времени инструктору требуется, чтобы ввести стажера в строй, тем меньший процент в месяц составляет доплата. Не учитывается тот факт, что московская воздушная зона является наиболее загруженной в России. Таким образом, оплата стажировки в МЦ АУВД в процентном выражении оказывается ниже, чем в других филиалах.
Мы предложили Генеральному директору решить этот вопрос, путём инициирования внесения изменений в коллективный договор филиала "МЦ АУВД" и других филиалов, где это актуально.
Пенсионный вопрос. В настоящее время в соответствии с законодательством (закрепляющем дополнительные начисления работодателями) пенсионное обеспечение летного состава значительно выше средней пенсии по стране. Вопрос об инициировании изменений в пенсионное законодательство с целью повышения пенсий диспетчерского состава и работников ЭРТОС, как представляется, в сегодняшних условиях затруднительно. Однако, решить вопрос повышения пенсий работников предприятия можно через негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис".
В связи с вопросами, поступающими из первичных профсоюзных организаций Профсоюз предложил Минтрансу разъяснить подлежит ли применению Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения (утвержден приказом Минтранса от 11 мая 2017 года № 185), в целях реализации постановления Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года №497, устанавливающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Соответствующие разъяснения Минтранса и Пенсионного фонда РФ были получены и размещены на сайте Профсоюза в целях информирования работников УВД.
Инженерно – технический состав. Минтрансом была поддержана профсоюзная инициатива о дополнении «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (утверждено приказом Минтранса России от 07.07.2011 № 181) нормой о том, что обеденный перерыв данной категории работников не может быть менее 1 часа.
В целях защиты прав ИТС на полноценный отдых было также установлено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.
Профсоюзу необходимо продолжить работу над совершенствованием нормативного регулирования в сфере труда авиатехников и инженеров.
Правозащитная работа.
О фактах нарушения прав членов нашего профсоюза и целых профсоюзных организаций.
Руководство авиакомпании «Космос» допустило нарушения трудового законодательства, в частности, в части сроков заключения коллективного договора, в адрес первичной профсоюзной организации предъявило требование представить работодателю ведомости уплаты членских взносов. По просьбе Профсоюза к конфликту в авиакомпании подключён Роструд.
Далека от завершения ситуация с нарушением прав профсоюзной организации ФГУП «Аэропорты Севера». Работодатель предпринимает меры по дискредитации и развалу профсоюзной организации. По требованию Профсоюза этим конфликтом занимаются правительство республики, Генеральная прокуратура, Роструд, Росавиация. Усугубляется ситуация в ФГУП «Аэропорты Красноярья», где руководитель проводит откровенную работу по уничтожению первичной организации. Профсоюз предпринял ряд действий по аэропорту «Бегешево», где под давлением работодателя сделана попытка по «уводу» первички в другой профсоюз, что является грубейшим нарушением законодательства о профсоюзах. Наша задача - вернуть первичную профсоюзную организацию аэропорта «Грозный», которая по устному указанию Генерального директора находится в профсоюзе автомобилистов.
Сегодня перед нами стоят новые вызовы, связанные с формированием новой системы оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов. Ни одного профстандарта для ГА и гидрометслужбы не принято. Минтруд утвердил 181 смежный профстандарт, которые будут применяться независимо от отраслевой принадлежности.
Профсоюз участвует в процедурах общественного обсуждения проектов отраслевых профстандартов. На сегодняшний день идёт обсуждение следующих проектов профстандартов, разработка которых идет под эгидой Подкомиссии по авиационной инфраструктуре РСПП:
Аэродромный специалист гражданской авиации;
Специалист организации обслуживания пассажирских перевозок;
Специалист перронного обслуживания воздушных судов гражданской авиации;
Специалист авиационной безопасности гражданской авиации.
На 2018 год намечена разработка профессиональных стандартов «Пилот» и «Бортпроводник».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных в нормативных актах, в государственных учреждениях и иных организациях с государственным участием должны применяться поэтапно, согласно планам, утвержденным ими с учетом мнений представительных органов работников.
Основная задача профсоюзных организаций при формировании указанных планов состоит в том, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны работодателя, который под лозунгом внедрения профстандартов попытается внедрить ущемляющие права работников нормы, например, увязать аттестацию работников (не прохождение которой может стать основанием для увольнения) с добровольной оценкой квалификации работника.
Большинство проектов профстандартов, как раз будут касаться наземных служб. Это особый фронт нашей работы, поэтому Профсоюзу важна обратная связь от актива, их конкретные предложения по корректировке проектов профессиональных стандартов.
Заключая доклад, хочу сказать, что предложения, которые прозвучат в ваших выступлениях, дополнят его содержание.
Спасибо за внимание.