19.04.2024
2.jpg

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ Комитет

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

9/13 Москва 27 ноября 2018 года

________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

О порядке расследования несчастных

случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

 

1. Информацию «О необходимости разработки и утверждения приказа Минтруда России, устанавливающего порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взамен действующего в настоящее время Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967)» принять к сведению (прилагается).

2. Поддержать необходимость разработки и утверждения приказа Минтруда России устанавливающего порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взамен действующего в настоящее время Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967);

3. Направить в Минтруд России и ФСС письмо с предложением в кратчайшие сроки инициировать разработку проекта приказа Минтруда России устанавливающего порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взамен действующего в настоящее время Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967.

 

 

 

 

Председатель Общероссийского

профсоюза авиационных работников В.И. Селитринников

Приложение

к Постановлению ЦК ОПАР

от 27 ноября 2018 г. № 9/13

 

Информация

о необходимости разработки и утверждения проекта приказа Минтруда России, устанавливающего порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

(взамен действующего в настоящее время Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967)

 

 

В настоящее время в гражданской авиации Российской Федерации сложилась критическая ситуация, связанная с вопросами экспертизы связи заболеваний слуха с профессией у членов летных экипажей воздушных судов. Данная проблема приобрела наибольшую остроту именно в последние годы, на фоне полного переоснащения парка воздушных судов самолетами, отвечающими гигиеническим нормативам по уровням шума, а также выведения из эксплуатации воздушных судов, в кабинах которых уровень шума превышает нормативные значения. При этом диагностика профессиональных заболеваний органов слуха происходит в подавляющем большинстве у летного состава, выполняющего полеты на новой технике.

В последние годы среди лиц летного состава ежегодно отмечается рост показателей профессиональной заболеваемости. Удельный вес профессиональных заболеваний на воздушном транспорте составляет 65% от всех зарегистрированных профзаболеваний по всем видам транспорта. При этом в 80 % случаев причиной профессиональной дисквалификации является «нейросенсорная тугоухость».

Подобный взрывной рост профессиональной заболеваемости у членов летных экипажей, как представляется, во многом обусловлен противоречиями нормативно-правовой базы в области профпатологии, отсутствием единообразной правоприменительной практики в органах Роспотребнадзора и медицинских организациях, осуществляющих экспертизу связи заболеваний с профессией.

Предварительный диагноз профессиональной «нейросенсорной тугоухости» у работников летного состава при их обследовании в Центрах профпатологии практически во всех случаях признается профессиональным заболеванием. В результате государство в лице ФСС, а также работодатель вынуждены выплачивать летному составу пожизненные компенсации по причине нанесенного вреда и потери ими профессиональной трудоспособности. В настоящее время размер таких выплат в пользу одного работника составляет порядка 150 тыс. рублей в месяц, что значительно превышает как общей уровень социального обеспечения по инвалидности и старости в других отраслях, так и уровень социальной защиты работников гражданской авиации, не относящихся к категории летного состава.

Действующие в настоящее время нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы профзаболеваний, а также правоприменительная практика, не позволяют провести объективное расследование истинных причин возникновения заболевания нейросенсорная тугоухость, установить своевременно наличие заболевания, принять меры по предотвращению дальнейшего ухудшения здоровья работника и реальные и действенные меры по обеспечению безопасности полетов.

По статистике «нейросенсорную тугоухость» перед уходом с летной работы обнаруживают российские пилоты самолетов Boeing и Airbus, которые работают в крупных компаниях, где высокие зарплаты и компенсации. У их иностранных коллег (в странах Евросоюза, США и Канады), летающих на тех же самых типах воздушного судна, подобное заболевание не встречаются. Более того, гораздо реже оно диагностируется и у российских пилотов, летавших в небольших авиакомпаниях на гораздо более шумных типах воздушных судов. Дополнительно стоит учесть, что согласно судебной практике, так же имеет место обоснование профпатологами возрастных изменений как профессионального снижения слуха.

Заболеваемость объясняется не только профессиональной деятельностью пилотов, к основным причинам возникновения «нейросенсорной тугоухости» относятся возраст, городской шум, инфекционные заболевания.

Связь диагноза нейросенсорная тугоухость с профессией устанавливает профпатолог по месту жительства, без информирования Врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), работодателя и Фонда социального страхования.

Пользуясь несовершенством действующего законодательства, пилоты могут продолжать полеты, при этом они имеют возможность предъявить диагноз спустя годы к окончанию летной работы, при оформлении пенсии и оформить себе профессиональное заболевание (нейросенсорная тугоухость) и получать соответствующие бессрочные выплаты.

Нейросенсорная тугоухость является единственным заболеванием членов лётных экипажей, позволяющим получать пожизненные компенсации от Фонда социального страхования и работодателя.

Несовершенство законодательства создает угрозу для безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, поскольку осуществление полетов с диагнозом «нейросенсорной тугоухости» не соответствует требованиям к состоянию здоровья пилотов гражданской авиации.

Профсоюз уверен, что пилоты, повредившие слух в результате своей профессиональной деятельности, вне всякого сомнения должны получать компенсацию по страховому случаю. Однако пилот не может быть здоров и болен одновременно, причем здоров по мнению ВЛЭК, а болен по мнению участкового отоларинголога.

В настоящее время расследование профессиональных заболеваний осуществляется на основании объективно устаревшего документа - Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967. При этом с момента утверждения указанного акта подходы в правовом регулировании данных отношений существенно изменились.

Так, в соответствии с абзацем девятым статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пунктом 5.2.111. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 на Минтруд России возложены полномочия по утверждению порядка расследования страховых случаев в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Действующее правовое регулирование не содержит норм, устанавливающих в случае банкротства авиакомпании правила разграничения ответственности работодателей в рамках их долевой ответственности, поскольку в большинстве случаев глухота наступает из-за работы у нескольких работодателей. Компенсация же ущерба, причиненного здоровью, производится на практике последним работодателем. Последний пункт особенно важен как для работника, получившего профзаболевание, так и для работодателя, так как в случае банкротства последнего работодателя бывший работник лишается и части компенсационных выплат по профзаболеванию.

Таким образом, на сегодняшний день требуется разработка и утверждение проекта приказа Минтруда России устанавливающего порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний взамен действующего в настоящее время Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967.

Представляется, что именно в указанном приказе Минтруда возможно установить актуальные правила расследования профессиональных заболеваний, способные установить объективную картину состояния здоровья работников летного состава.