ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ
№ 12/7 Москва 23 октября 2019 г.
___________________________________________________________________________________________________________________
О практике работы первичных профсоюзных
организаций ОПАР и администрации
АО «Авиакомпания «Сибирь» по контролю
за соблюдением условий и охраны труда
с помощью электронных средств
Центральный комитет Общероссийского профсоюза авиационных работников постановляет:
1. Принять к сведению информацию председателя первичной профсоюзной организации ПАО «Авиакомпания «Сибирь» В. А. Ларина «О практике работы первичных профсоюзных организаций ОПАР и администрации АО «Авиакомпания «Сибирь» по контролю за соблюдением условий и охраны труда с помощью электронных средств (прилагается).
2. Отметить высокий уровень взаимодействия руководства АО «Авиакомпания «Сибирь» и первичных профсоюзных организаций ОПАР, действующих в АО «Авиакомпания «Сибирь» в рамках реализации современных подходов в сфере управления охраной труда.
3. Республиканским, территориальным профсоюзным организациям распространить через информационные ресурсы ОПАР информацию «О практике работы первичных профсоюзных организаций ОПАР и администрации АО «АК «Сибирь» по контролю за соблюдением условий охраны труда с помощью электронных средств».
4. Республиканским, территориальным, первичным профсоюзным организациям использовать опыт социального диалога в АО «Авиакомпания «Сибирь» в целях выстраивания взаимовыгодных, учитывающих интересы работников и работодателей, социально-трудовых отношений в авиапредприятиях, организациях гидрометеорологической службы и ДОСААФ, повышения авторитета профсоюзных организаций среди работников.
Председатель Общероссийского
профсоюза авиационных работников В.И. Селитринников
Приложение
к постановлению ЦК ОПАР
от 23.10.2019 г. № 12/7
Информация
о практике работы первичных профсоюзных организаций ОПАР и администрации АО «Авиакомпания «Сибирь» по контролю за соблюдением условий и охраны труда с помощью электронных средств
S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь») одна из самых крупных и активно развивающихся компаний России.
S7 Airlines - крупнейшая частная авиакомпания России с самым современным парком воздушных судов на российском рынке авиаперевозок. Широкая маршрутная сеть позволяет пассажирам авиакомпании путешествовать в 181 город в 26 странах мира.
Парк воздушных судов составляет 102 ВС. Все рейсы выполняются на самолетах ведущих мировых производителей: Airbus (62 лайнера), Boeing (23 лайнера) и Embraer (17 лайнеров).
S7 Airlines первой в России начала эксплуатировать самые новые самолеты.
В 2017 году в парк S7 Airlines поступил первый лайнер нового поколения — Airbus A320neo и A321neo. Это более экологичные самолеты, признанные самыми тихими в своем классе.
S7 Airlines - один из самых экологичных авиаперевозчиков мира, по оценке экологической организации Atmosfair и занимает 16 место в мировом рейтинге.
S7 Airlines входит в тройку лучших авиакомпаний Восточной Европы в авторитетном международном рейтинге Skytrax. Она стала самой пунктуальной российской авиакомпанией, заняв шестое место в европейском рейтинге пунктуальности авиакомпаний OAG Punctuality League 2019.
В компании работает более 5500 человек, распределённых по филиалам, расположенным в 6 разных часовых поясах.
Во многом успехи авиакомпании обусловлены эффективным социальным диалогом между работодателем и, в первую очередь, первичными профсоюзными организациями Общероссийского профсоюза авиационных работников.
Профсоюзные комитеты работают в тесном взаимодействии со службой охраны труда, локальные нормативные акты в сфере охраны труда принимаются в авиакомпании с учетом мнения первичной профсоюзной организации в строгом соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
Авиакомпания заинтересована в привлечении новых квалифицированных сотрудников. Создаются условия и выстраиваются программы для их обучения и профессиональной подготовки. Авиакомпания считает крайне важным, чтобы в этих программах учитывались и вопросы охраны труда.
Как показывает практика, добиться улучшений в этой области можно только объединенными усилиями работодателя и работников в лице профсоюзных организаций.
С 2011 года S7 является пользователям программного продукта под названием AIMS (Airplane information management system).
Он представляет собой базу данных, которая содержит всю информацию о деятельности компании, начиная от персональных данных каждого работника и заканчивая оборотом воздушных судов.
Программа отслеживает соблюдение режима труда и отдыха работников. В ней запланированы абсолютно все события, которые фигурируют у бортпроводников и пилотов, что помогает работникам узнать, когда и куда нужно прибыть для прохождения инструктажа и кто будет инструктором.
Внедрение указанного программного продукта позволяет решить проблему своевременного проведения инструктажей и соблюдения установленных законом сроков.
Проделанная работа подтолкнула социальных партнеров к выводу о необходимости избавиться от сложностей и недостатков бумажного документооборота.
Инструктаж - это форма обучения, а обучение по охране труда – это, помимо прочего, один из видов профилактики производственного травматизма. Совместная задача профсоюзных организаций и работодателя в интересах обеспечения безопасности работников - исключить формальный подход к его проведению.
Причины отказа от традиционной формы ведения журналов регистрации инструктажей на рабочих местах очевидны:
- использование AIMS экономит много времени;
- процесс проведения инструктажей по охране труда страдает от формального подхода: отсутствует постоянный централизованный контроль за проведением инструктажей, а также правильностью ведения журналов;
- подпись в журнале легко подделать.
В 2018 году отделом охраны труда с активным участием профсоюзных организаций ОПАР была введена система проведения инструктажа в электронной форме.
Во внутренней корпоративной сети был создан модуль для прохождения инструктажей по охране труда.
При наступлении времени прохождения инструктажа, работнику на корпоративную почту приходит уведомление о необходимости ознакомиться с актуальной версией инструкции с указанием даты и места прохождения проверки знаний.
Сотрудник ознакамливается с инструкцией и в назначенный день приходит в офис, где инструктор допускает его к прохождению тестирования на компьютере и отвечает на возникающие вопросы.
Успешное прохождение является допуском к дальнейшему выполнению своих должностных обязанностей.
В это время в модуле автоматически заполняется электронная версия журнала, в котором вместо собственноручной подписи подтверждением прохождения является простая электронная подпись.
Плюсы внедрения данного процесса очевидны:
1. Всегда актуальная инструкция.
2. Время, затрачиваемое на рутинные процессы при проведении инструктажа, сократилось на 83 часа в месяц, что дает возможность инструктору больше времени уделить самому процессу обучения.
3. Все сотрудники проходят инструктаж своевременно, и всегда могут задать вопросы инструктору.
4. Руководитель и служба охраны труда имеют возможность контролировать прохождение инструктажа.
5. Результаты тестирования прозрачны.
Все это особенно важно для сотрудников, которые только начинают осваивать работу и которых необходимо как можно более подробно ознакомить с условиями их труда и опасными факторами производства и трудового процесса.
Благодаря системе проведения инструктажей в электронном виде S7 Airlines обеспечила полную вовлеченность в процесс обучения по охране труда и повысила уровень информирования в вопросах охраны труда.
На современном этапе развития экономики электронное обучение становится все более актуальным и востребованным. Оно обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной формой.
Общее мнение руководства авиакомпании и первичных профсоюзных организаций заключается в том, что отказ от инструктажа в бумажной форме – первый шаг к созданию полноценного электронного рабочего места, что в дальнейшем придаст динамичный импульс цифровизации всей сферы охраны труда.
Кроме того, основная проблема, которую предстоит решить не только S7 Airlines, но и всем другим компаниям, двигающимся по пути цифровизации инструктажей, - это использование технических решений, которые могут гарантировать надзорным органам получение стопроцентно достоверной информации. Такие решения не позволяют подделать дату прохождения инструктажа, имя сотрудника или другие данные. Таким данным будет доверять регулятор. Это могут быть решения на основе КриптоПро (усиленная цифровая подпись).
S7 Airlines, в свою очередь, готова стать пилотной площадкой для отработки данной программы внедрения усиленной цифровой подписи в инструктажи.
По результатам проведения мероприятий в рамках Всероссийской недели охраны труда 2019 инициативы S7 Airlines, касающиеся перевода документации в электронную форму и возможности удаленных проверок находят положительные отклики со стороны Роструда и Минтруда.
На данный момент S7 Airlines активно сотрудничает с коллегами из ведущих российских компаний: АО «РЖД», ПАО «Северсталь», Госкорпорация «Росатом» и другими, с целью обмена опытом в ведении электронной документации и оказания максимального содействия Минтруду во внесении изменений в нормативную базу.