29.03.2024
common_hall.jpg
           Основные итоги деятельности транспортного комплекса в 2008 году
                                Услуги транспорта
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2008 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км - путей промышленного железнодорожного транспорта, 771 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 101,6 тыс. км -внутренних водных судоходных путей, 2,7 тыс. км - трамвайных путей, 442 км -метрополитенных путей и 4,9 тыс. км троллейбусных линий.
В 2008 году, по предварительным данным, пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, составил 510,8 млрд. пасс-км (103,7% к 2007 году).
Объем пассажирооборота железнодорожного транспорта составил 175,9 млрд. пасс-км (101,0% к уровню 2007 года), автомобильного транспорта - 150,5 млрд. пасс-км (103,5%), воздушного - 122,5 млрд. пасс-км (110,4%), городского электрического транспорта - 61,0 млрд. пасс-км (99,8%).
В 2008 году количество перевезенных пассажиров на городском электрическом транспорте составило - 8,9 млрд. человек (97,1%), на железнодорожном транспорте - около 1,3 млрд. человек (101,4%), на автомобильном - 14,6 млрд. человек (101,1%), на воздушном - 49,7 млн. человек (110,2%).
Темп роста пассажирооборота на воздушном транспорте в 2008 году снизился и составил 110,4% против 118,2%) в 2007 году. При этом в IV квартале 2008 года произошло значительное снижение объемов авиаперевозок пассажиров - 95% к уровню 2007 года.
На снижение объема работы, выполненной городским пассажирским транспортом, оказывает влияние ускоренный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан.
Грузооборот, выполненный транспортом отраслей Минтранса России, включая промышленный железнодорожный транспорт, увеличился в 2008 году по предварительной оценке по сравнению с 2007 годом на 1,3% и составил 2516,1 млрд. т-км, объем перевозок составил 12027,6 млн. т (98,9%).
Грузооборот автомобильного транспорта всех отраслей экономики в целом (с учетом автотранспорта других отраслей экономики) составил в 2008 году 215,5 млрд. т-км (104,7%)), объем перевозок грузов - 6,9 млрд. т (100,2% к 2007 году).
Причиной снижения объемов транспортной работы в целом в 2008 году является негативное влияние мирового финансового кризиса на объемы производства в основных грузообразующих отраслях и конъюнктуру внешней торговли.
Коммерческий грузооборот, выполненный указанными видами транспорта, составил в 2008 году - 2363,2 млрд. т-км (101,4% к уровню 2007 года), объем коммерческих перевозок грузов - 4280,0 млн. тонн (101,3%>).
Следует отметить, что 90%> коммерческого грузооборота и 30% объема перевозок выполнено железнодорожным транспортом общего пользования.
При положительной в целом в 2008 году динамике коммерческих перевозок, произошло снижение темпов прироста транспортной работы, а на железнодорожном транспорте наблюдался спад объемов перевозок.
Железнодорожным транспортом общего пользования в 2008 году перевезено 1303,7 млн. т грузов (97,0% к 2007 году), грузооборот составил 2116,2 млрд. т-км (101,2%). В IV квартале 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года произошло снижение объемов погрузки на железнодорожном транспорте в целом на 16,9 процента.
В связи с падением производства важнейших видов промышленной продукции в 2008 году на железнодорожном транспорте отмечалось снижение объемов погрузки по основным видам грузов: руда железная и марганцевая (92,8%>), черные металлы (94,6%), лом черных металлов (91,6%), химические и минеральные удобрения (93,3%), цемент (86,9%), лесные грузы (83,9%). Зерно (88,9%), нефть и нефтепродукты (99,6%).
На автомобильном транспорте в 2008 году объем коммерческих перевозок составил 2079,8 млн. т (105,8% к уровню 2007 года), грузооборот - 88,4 млрд. т-км (111,7%). Начиная с октября 2008 года наблюдалась тенденция снижения перевозок на автомобильном транспорте. В декабре объем перевозок по сравнению с декабрем 2007 года упал до 98,3 процента.
Воздушным транспортом в 2008 году перевезено порядка 0,8 млн. т грузов (106,3% к 2007 году), грузооборот составил 3,7 млрд. т-км (107,6%).
Объем перевозок грузов водным транспортом в 2008 году составил 185,7 млн. тонн и увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 2,3%, грузооборот составил 148,1 млрд. т-км (98,1%).
На внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов составил 98,2% к уровню 2007 года (150,5 млн. т), грузооборот - 73,9% (63,5 млрд. т-км). Снижение показателей транспортной работы связано с изменением методологии учета перевозок судами смешанного типа (река-море) плавания.
Потребности в перевозках грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности были полностью удовлетворены. В навигацию 2008 года внутренним водным и морским транспортом перевезено 27,9 млн. тонн различных грузов (103,7% к уровню 2007 г.), из них нефтеналивных грузов - 3,38 млн. тонн (104,2%)), сухогрузов - 22,4 млн. тонн (103,5%).
На морском транспорте объем перевозок составил 35,2 млн. т (125,0% к уровню 2007 года), а грузооборот - 84,6 млрд. т-км (130,1%).
Объем перевалки грузов в морских портах, по предварительной оценке, возрос по сравнению с 2007 годом на 1,1% и достиг 454,6 млн. т, в том числе сухогрузов - 191,8 млн. т (103,6%), наливных грузов - 262,8 млн. т (99,4%>).
В 2008 году морские порты России переработали 32,1 млн. тонн грузов в контейнерах, по сравнению с 2007 годом прирост составил - 5,9 процента.
В 2008 году оборот организаций транспортного комплекса вырос по сравнению с 2007 годом на 34,8% и достиг 3274,2 млрд. рублей, в том числе оборот организаций воздушного транспорта увеличился на 31,9%, водного транспорта - на 24,2%, железнодорожного транспорта - 21,2 процента.
Доходы от экспорта транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса за январь - сентябрь 2008 года возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,4% и достигли 9,1 млрд. долл. США.
В общем объеме экспорта транспортных услуг 44,3% приходится на воздушный транспорт, 31,0% - на водный транспорт, 18,2% - на железнодорожный транспорт и 6,5% - на автомобильный транспорт. В структуре экспорта транспортных услуг грузовые перевозки занимают - 37,0%, пассажирские - 28,1%, вспомогательные и дополнительные услуги - 34,8 процента.
Следует отметить, что импорт транспортных услуг растет значительно быстрее, чем экспорт.
Занятость и заработная плата
Среднесписочная численность работников в целом по крупным и средним организациям транспортного комплекса за январь - декабрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменилась и составила 2,6 млн. человек. В 2008 году по сравнению с 2007 годом на магистральном железнодорожном транспорте снижение составило 2,2%, на промышленном железнодорожном - 0,7%, на автобусном транспорте, подчиняющемся расписанию - 4,2%, внутреннем водном - 7,4%, морском - 2,4%, трамвайном транспорте - 4,5%, троллейбусном транспорте - 2,4%, в то же время увеличилась численность работников на автомобильном грузовом транспорте - на 3,9%, воздушном транспорте - на 6,8%, метрополитене - на 2,6%о, по вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности - на 2,8 процента.
Среднесписочная численность работников воздушного транспорта за январь-декабрь 2007 и 2008 годов составила 114412 и 122247 человек соответственно.
Следует отметить тенденцию к снижению численности занятых в IV квартале 2008 года, что обусловлено следующими причинами:
- уменьшение объемов транспортной работы, сокращение спроса на услуги;
- проведение реорганизации с целью оптимизации численности штата, совершенствования организации труда и структуры управления;
- ухудшение финансового состояния.
Организациями транспорта в целях исключения массовых увольнений и сохранения квалифицированных кадров вводится режим неполного рабочего времени по инициативе работодателя.
Минтрансом России в связи со сложившейся ситуацией на рынке труда проводится еженедельный мониторинг сведений об увольнениях работников в связи с сокращением их численности или штата, принимаются меры, направленные на сохранение кадрового потенциала.
Министерство осуществляет меры по трудоустройству в сфере дорожного хозяйства сокращаемых работников различных отраслей экономики.
Среднемесячная начисленная заработная плата по всем видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2008 году составила 17112 рублей или 125,2%) к уровню 2007 года.
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по воздушному транспорту за январь-февраль 2007 и 2008 годов составила 32829,9 и 41361,0 рублей соответственно.
В транспортном комплексе среднемесячная начисленная заработная плата за январь - декабрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в среднем на 26,6% и составила 21 652,9 рублей.
Прирост среднемесячной начисленной заработной платы в январе - декабре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на магистральном железнодорожном транспорте составил 27,5%, на промышленном железнодорожном - 16,5%, на автомобильном грузовом - 20,2%, на автобусном, подчиняющемся расписанию - 26,4%, на метрополитене - 26,1%) трамвайном -24,7%, троллейбусном - 26,0%), внутреннем водном - 23,6%, воздушном - 26,0%), морском - 19,3%, а по вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности - 28,4 процента.
В целом по транспортному комплексу среднемесячная начисленная заработная плата в январе - декабре 2008 года была на 26,5% была выше, общероссийского уровня средней заработной платы.
Основные итоги деятельности воздушного транспорта в 2008 году. 
В 2008 году объем пассажирооборота воздушного транспорта составил 122,5 млрд. пасс-км (110,4% к уровню 2007 года), количество перевезенных пассажиров - 49,7 млн. человек (110,2%).
Темп роста пассажирооборота в 2008 году снизился и составил 110,4% против 118,2% в 2007 году. При этом в IV квартале 2008 года произошло значительное снижение объемов авиаперевозок пассажиров - 95% к уровню 2007 года.
Воздушным транспортом в 2008 году перевезено порядка 0,8 млн. т грузов (106,3% к 2007 году), грузооборот составил 3,7 млрд. т-км (107,6%).
Прирост индекса тарифов в декабре 2008 года к декабрю 2007 года на воздушном транспорте составил 33,5% в связи с увеличением спроса и под давлением повышения цен на топливо.
Индекс тарифов на грузовые перевозки в отраслях транспортного комплекса в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года в среднем составил 121,8 процента, на воздушном транспорте тарифы повысились на 53,6%. Увеличение тарифов в значительной степени обусловлено высоким ростом цен на горюче-смазочные материалы в январе-августе 2008 года.
Среднесписочная численность работников в целом по крупным и средним организациям транспортного комплекса за январь - декабрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменилась и составила 2,6 млн. человек.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом численность работников на воздушном транспорте увеличилась на 6,8% и составила 122 247 чел.
Следует отметить тенденцию к снижению численности занятых в IV квартале 2008 года, что обусловлено следующими причинами:
- уменьшение объемов транспортной работы, сокращение спроса на услуги;
- проведение реорганизации с целью оптимизации численности штата,
совершенствования организации труда и структуры управления;
- ухудшение финансового состояния.
Организациями транспорта в целях исключения массовых увольнений и сохранения квалифицированных кадров вводится режим неполного рабочего времени по инициативе работодателя.
Минтрансом России в связи со сложившейся ситуацией на рынке труда проводится еженедельный мониторинг сведений об увольнениях работников в связи с сокращением их численности или штата, принимаются меры, направленные на сохранение кадрового потенциала.
В транспортном комплексе среднемесячная начисленная заработная плата за январь - декабрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в среднем на 26,6% и составила 21 652,9 руб., на воздушном транспорте - на 26,0% и составила 41 361 руб.
Бюджетное финансирование в сфере транспорта.
Основным направлением бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта является улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. В 2008 году на строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос, создание систем светосигнального оборудования, а также других объектов наземной базы аэропортов использовано 20,2 млрд. рублей, что на 5,2% больше объемов предыдущего года.
В 2008 году осуществлялось финансирование инвестиционных проектов в 39 аэропортах, в том числе Домодедово, Внуково, Шереметьево, Геленджик, Кольцове, Минеральные Воды и др.
Состояние и развитие воздушного транспорта.
В связи с особенностями географических масштабов страны воздушный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции связности регионов Российского государства.
В ряде регионов, таких как Европейский Север, значительная часть Сибири и Дальнего Востока, воздушный транспорт является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь этих территорий с другими частями России. Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики.
На долю воздушного транспорта в России приходится 24% от пассажирооборота транспорта общего пользования, еще более значим вклад гражданской авиации в обеспечение внешних связей России - она перевозит более 80% пассажиров в международном сообщении.
Все вышеуказанное определяет задачу развития и повышения конкурентоспособности воздушного транспорта России как стратегическую, обеспечивающую создание условий для интенсивного роста экономики и повышения качества жизни граждан страны.
Гражданская авиация Российской Федерации, после спада, продлившегося с 1991 года по 2000 год, демонстрирует интенсивный восстановительный рост. Объем пассажирооборота за последние 8 лет вырос в 2,3 раза.
Авиаперевозки.
В 2008 году сохранилась тенденция роста воздушных перевозок.
Лидерами по объему пассажирских авиаперевозок стали Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро, ГТК Россия, ЮТэйр, которые выполнили 54% всех перевозок.
Наилучшие показатели по грузоперевозкам продемонстрировали авиакомпании Волга-Днепр, ЭйрБриджКарго, Аэрофлот-РА, Аэрофлот-Карго, Сибирь, Полет, Трансаэро, которые выполнили 65% всех перевозок.
Во второй половине 2008 года на деятельности предприятий отрасли отразился мировой финансовый кризис, что привело к снижению темпов роста авиаперевозок с августа 2008 года и отрицательному темпу изменения объёмов перевозок с октября 2008 года.
Состояние парка воздушных судов.
Ключевой вопрос развития гражданской авиации - обновление парка воздушных судов (ВС) российских авиакомпаний конкурентоспособной отечественной авиационной техникой.
Российский парк включает воздушные суда разных поколений. Устаревшие воздушные суда составляют более 60% реестрового парка магистральных и региональных самолетов и вертолетов, они существенно отстают от зарубежных аналогов по технико-экономическим характеристикам, а также по системе послепродажного обслуживания, что отражается в наличии значительной части простаивающего парка и низкой интенсивности эксплуатации действующих воздушных судов.
Из парка коммерческих магистральных и региональных воздушных судов, имеющего в своем составе 2550 единиц техники, только 51 воздушное судно российского производства нового поколения. Численность парка воздушных судов иностранного производства составляет 390 единиц, однако на них выполняется более 50% объема перевозок пассажиров.
Российские авиакомпании теряют ценовое преимущество в конкуренции с западными авиаперевозчиками, поскольку затраты на дорожающее топливо составляют до 40% в себестоимости перевозок российских авиакомпаний и немногим более 20% в мире.
Экологическое совершенство парка также уступает мировому уровню. Свыше 40% провозной мощности все еще составляют самолеты, неудовлетворяющие по шуму требованиям главы 3 ИКАО. Аналогичная ситуация по соответствию нормам эмиссии.
Средний возраст парка магистральных самолетов составляет 18 лет, для региональных самолетов он превысил 30 лет, а для грузовых - 25 лет. Возраст парка растет, что говорит о недостаточных темпах его обновления.
Темпы списания превысили 100 самолетов в год. Их определяет как техническое, так и моральное старение воздушных судов.
Осуществляются меры стимулирования авиакомпаний по обновлению парка воздушных судов за счет компенсации части затрат по лизинговым платежам и части процентной ставки по кредитам для приобретенных воздушных судов российского производства.
В настоящее время российские авиастроительные компании реализуют планы по восстановлению серийного производства современных ВС, а также внедряют более высокотехнологичные проекты.
Однако, из-за низких темпов производства современной российской авиационной техники существует дефицит новых отечественных лайнеров для удовлетворения растущего спроса на авиационные перевозки у населения и отраслей экономики и замены устаревшего парка.
Наряду с этим, интенсивно развивается парк самолетов иностранного производства, как более экономически выгодная техника.
Состояние аэропортов.
В 2008 году сеть аэродромов гражданской авиации уменьшилась на 1 аэродром. Из действующих 329 аэродромов 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть гражданской авиации Российской Федерации, из которых 70 допущено к международным перевозкам.
В 2008 году были завершены работы по реконструкции (строительству) взлетно-посадочных полос в 8 аэропортах: Астрахань, Внуково, Толмачево, Кольцове, Иркутск, Минеральные Воды, Пенза, Владикавказ; по замене систем светосигнального оборудования в 8 аэропортах: Внуково, Геленджик, Уфа, Чебоксары, Сыктывкар, Братск, Новокузнецк, Менделееве и по установке оборудования функционального дополнения наземного базирования (ОВА8) в аэропортах Красноярск и Самара.
На 2009 год запланирована реконструкция 11 аэропортов, в том числе в г. Сочи, г. Владивостока, г. Екатеринбурга.
Авиатопливообеспечение.
Одной из основных причин снижения объёмов воздушных перевозок является рост цен на авиационное топливо.
Средняя цена на авиационный керосин в аэропортах Российской Федерации по итогам 2008 года выросла на 13%, при этом средняя цена авиационного керосина в сентябре была выше январской на 35 процентов.
С целью преодоления кризисных явлений в части авиатопливообеспечения воздушных перевозок Росавиацией в 2008 году предпринимались следующие меры:
- введение в практику доработанного с учетом рекомендаций Департамента правового обеспечения и законодательной деятельности Минтранса России проекта типового договора на поставку авиационного топлива между нефтяной компанией и авиакомпанией с формулой цены на авиатопливо;
- создание в аэропортах альтернативных топливозаправочных структур;
- введение изменений в ФАП «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» в части неснижаемого запаса авиатоплива в аэропортах, минимального объема емкостного парка, исходя из среднесуточного расхода авиатоплива, установление для каждого аэропорта максимального расхода топлива (с ограничением суточного количества операций), исходя из наличия емкостного парка.
В 98 северных аэропортах завоз авиационного топлива производится речным или морским нефтеналивным флотом. Росавиацией осуществляется постоянный контроль за ходом завоза авиаГСМ в эти аэропорты. За последние годы планы завоза авиаГСМ в целом выполнялись.
Безопасность полетов.
Состояние аварийности в 2008 году на всем парке воздушных судов гражданской авиации (коммерческой и авиации общего назначения) характеризовалось следующими показателями: произошло 27 авиационных происшествий, из которых 14 закончились катастрофами, приведшими к гибели 143 человек.
В результате авиационных происшествий было списано 10 воздушных судов.
Все авиационные происшествия - это авиационные происшествия с самолетами 4 класса и вертолетами 3 и 4 классов.
Число авиационных происшествий возросло более чем на 18%, в том числе катастроф - на 14 процентов.
Причиной увеличения количества авиационных событий в 2008 году стал человеческий фактор. 
Наиболее тяжелые последствия имели катастрофы самолета В737 УР-ВКО авиакомпании «Аэрофлот-НОРД» при заходе на посадку в аэропорту Пермь (Большое Савино) 14 сентября 2008 года, в которой погибло 88 человек (82 пассажира и 6 членов экипажа), и вертолета Ми-8МТВ КА-27019 авиакомпании «Вертикаль-Т» 3 марта 2008 года при выполнении полета по маршруту Дудхаули - Катманду (Непал) - погибло 14 человек (7 пассажиров и 3 члена экипажа).
Государственная политика в области гражданской авиации и организации воздушного движения.
В 2008 году разработаны Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года и федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)».
Продолжается работа над концепцией ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года» и проектом Основных направлений развития гражданской авиации Российской Федерации на период 2009 - 2015 годы.
Дополнительные меры поддержки авиакомпаний.
В 2008 году, были приняты дополнительные меры поддержки авиакомпаний:
разработаны Правила предоставления в 2009 - 2011 годах в период летних каникул субсидий организациям на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в европейскую часть страны;
российским авиакомпаниям предоставлены отсрочки сроком до 6 месяцев по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов за воздушные суда, тренажеры к ним и двигатели иностранного производства, с освобождением от необходимости внесения обеспечения по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов;
предоставлены тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на самолеты с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек и более чем на 300 человек;
отменены ввозные таможенные пошлины на иностранные воздушные суда при заключении соглашений и контрактов на поставку аналогичных отечественных воздушных судов, а также в отношении комплектующих изделий иностранного производства, используемых для производства отечественных воздушных судов;
введены в практику типовые договора на поставку авиационного топлива между нефтяной компанией и авиакомпанией с формулой цены на авиатопливо.
Обеспечение летных стандартов.
По состоянию на начало 2009 года в государственном реестре было зарегистрировано 175 эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и 201 эксплуатант авиации общего назначения.
По результатам проведенных Росавиацией расследований и инспекторских проверок в 2008 году аннулированы сертификаты 12 эксплуатантов. Кроме того, по выявленным нарушениям приостанавливалось действие сертификатов 8 эксплуатантов.
Основными причинами приостановления и аннулирования действия сертификатов эксплуатантов (свидетельств эксплуатантов АОН) или применения других мер воздействия к ним, явились неспособность эксплуатантов своевременно принимать меры по поддержанию летной годности воздушных судов и нарушения требований к организации их технического обслуживания и ремонта, неудовлетворительная организация летной работы, нарушение эксплуатационных ограничений по перевозке пассажиров, багажа и грузов, неудовлетворительное финансово-экономическое состояние, влияющие на состояние безопасности полетов, а также ненадлежащее исполнение требований Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
В 2008 году Федеральная аэронавигационная служба завершила разработку федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)». Указанная Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008г. №652.
Важной частью реализации целей и задач административной реформы является решение вопросов реструктуризации предприятий и учреждений транспортного комплекса.
Проводится работа по реорганизации ФГУП «ЧукотАВИА» и созданию федерального казенного предприятия на базе имущественного комплекса аэродромов Чукотского автономного округа, по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий «Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие» и «Корякское авиационное предприятие», по передаче аэродромного комплекса аэропорта г. Елизово, включая взлетно-посадочные полосы аэродрома совместного базирования «Елизово», в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
Подготовленный Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перечень аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.03.2008 года № 340-р.
В свою очередь, Росавиацией подготовлены и направлены на согласование в субъекты Российской Федерации перечни аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиаций, которые могут быть переданы из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.01.2009 года № 27-р «О передаче федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» (г. Сыктывкар, Республика Коми) в государственную собственность Республики Коми».
В собственность Красноярского края переданы акции ОАО «Аэропорт «Красноярск» и имущественный комплекс аэродрома Емельянове (за исключением объектов единой системы организации воздушного движения).
Росавиацией совместно с Росимуществом осуществляются необходимые юридические действия по передаче в собственность Вологодской области акций ОАО «Вологодское авиационное предприятие» и имущества аэродромных комплексов, используемых указанным акционерным обществом.
В 2008 году проведена работа по введению новых систем оплаты труда для работников подведомственных бюджетных учреждений транспортного комплекса. Разработаны и утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников морского транспорта, внутреннего водного транспорта и воздушного транспорта.
Федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении Минтранса России, утверждены по согласованию с Минздрасоцразвития России примерные положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, определены критерии оценки эффективности работы федеральных государственных учреждений и стимулирования основного персонала федеральных бюджетных учреждений за качество и количество труда, перечни основного персонала, заключены договоры с руководителями.
Подведомственными федеральными учреждениями утверждены положения об оплате труда, новые штатные расписания, заключены трудовые договоры с работниками.
С 1 декабря 2008 года новые системы оплаты труда введены во всех подведомственных бюджетных учреждениях транспортного комплекса.
В целях проведения анализа результатов введения новых систем оплаты труда и подготовки предложений по возможному совершенствованию нормативной правовой базы по новым системам оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений проводится ежемесячный мониторинг уровня средней заработной платы по видам деятельности, а также рассмотрение проблемных вопросов, возникающих в ходе практики применения актов, регулирующих оплату труда работников бюджетной сферы.
В ходе работы по введению новых систем оплаты труда выявлена необходимость совершенствования применяемой системы тарификации. В 2009 году необходимо разработать квалификационные характеристики, соответствующие нормам трудового законодательства, а также современному уровню организации труда в транспортном комплексе.
Организация воздушного движения.
В 2008 году органами ОрВД России было обслужено почти 1 095 тыс. полетов. С октября 2008 года отмечается спад интенсивности воздушного движения по отношению к аналогичному периоду прошлого года, который связан с объективными обстоятельствами, происходящими в мире. Однако в целом за год интенсивность воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации возросла на 7,6 процента.
Объем аэронавигационного обслуживания на трассах по сравнению с 2007 годом увеличился почти на 6%, в том числе по иностранным пользователям - на 6,8%, по российским - на 4,4 процента. В районах аэродромов увеличение обслуживания иностранных пользователей составило 11,3%, российских - 7,8%), что свидетельствует о росте привлекательности полетов в Россию для иностранных авиакомпаний.
Общее количество используемых воздушных трасс достигло 821, из них международных - 444. Протяженность трасс возросла до 574,5 тыс. км, в том числе международных - до 390 тыс. км. Это в 1,22 раза больше, чем в 2007 году. Этот показатель свидетельствует об эффективности проводимых работ в данном направлении. Только с мая 2008 года введено в действие 92 воздушные трассы, из них 72 международные, установлена новая структура воздушных трасс в центрах ОВД Ханты-Мансийска, Ростова, Хабаровска.
Завершены организационные мероприятий по объединению военной и гражданской составляющих ЕС ОрВД.
Центры ЕС ОрВД осуществляют в соответствии с установленным порядком взаимодействие в сфере использования воздушного пространства с Минобороны
России, ФСБ России, МЧС России, МВД России и другими ведомствами, осуществляющими деятельность по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
В 2008 году не было авиационных происшествий, по результатам расследования которых отмечались бы недостатки аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, повлиявшие на причину события.
В прошедшем году решена серьезная проблема, связанная с обеспечением безопасности воздушного движения в Европейской части России, путем создания и ввода в эксплуатацию резервной системы радиолокационной информации и связи в Московском центре автоматизации управления воздушным движением.
В 2008 году Росаэронавигация в сфере авиационно-космического поиска и спасения продолжала работу как по развитию нормативно-правовой базы, так и по развитию и совершенствованию единой системы авиационно-космического поиска и спасения, выделяя при этом главное - организацию поиска и спасения экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиск и эвакуацию с места посадки космонавтов и спускаемых аппаратов.
Поисково-спасательное обеспечение полётов авиации в 2008 году осуществляли 35 региональных поисково-спасательных баз, подведомственных Росаэронавигации, 2 штатных авиационных поисково-спасательных подразделения, 15 штатных и 58 нештатных спасательных парашютно-десантных групп Минобороны России.
К дежурству в системе авиационно-космического поиска и спасения ежедневно привлекались около 120-130 воздушных судов, в том числе 30 самолетов и 90-100 вертолетов, что позволяет прикрыть территорию Российской Федерации поисково-спасательными самолётами и вертолётами на 70% днем, и на 40% ночью.
В 2008 году на территории Российской Федерации проведено 40 поисково-спасательных операций (работ), в результате которых были спасены 121 пассажир и 55 членов экипажа.

Результаты реализации ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в 2008 году.
Подпрограмма «Гражданская авиация»
Выполнение мероприятий подпрограммы в 2008 году способствовало дальнейшему развитию авиационного транспорта. По подпрограмме выполнены все целевые и объемные показатели. Несмотря на сокращение спроса на перевозки в IV квартале 2008 года, пассажирооборот воздушного транспорта увеличился на 10,4% и составил 122,5 млрд. пасс.-км, объем перевозок пассажиров вырос на 10,2 процентов (49,7 млн. человек), грузооборот вырос на 7,6%, объем перевозок грузов - на 6,3 процента.
В результате выполнения реконструкции наземной инфраструктуры аэропорты получили возможность принимать новые современные воздушные суда. Модернизация магистральных самолетов, поставки новых воздушных судов повысили безопасность полетов, создали более комфортные условия для пассажиров.
Все эти мероприятия способствовали повышению привлекательности и доступности авиационного транспорта для населения России.
В 2008 году завершены работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в 7 аэропортах: Внуково, Владикавказ, Сыктывкар, Минеральные Воды, Иркутск, Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Установлены системы светосигнального оборудования в 7 аэропортах: Внуково, Геленджик, Уфа, Чебоксары, Сыктывкар, Братск, Новокузнецк.
Приобретено и поставлено на условиях прямой закупки 33 воздушных судна, в т.ч. 8 пассажирских и 2 грузовых самолета и 23 вертолета, модернизировано 12 самолетов.

Приоритетными задачами по обеспечению устойчивой и эффективной работы в области воздушного транспорта и организации воздушного движения являются:
- развитие, а в отдельных случаях и восстановление местных и региональных воздушных перевозок. В первую очередь это касается регионов, не
имеющих альтернативного наземного транспорта;
- повышение доступности авиационных перевозок за счёт развития конкуренции, снижения стоимости и повышения качества инфраструктуры,
использования механизмов государственной поддержки авиакомпаний, выполняющих полеты по социально значимым авиалиниям;
- совершенствование деятельности института государственных инспекторов. Создание системы непрерывного повышения квалификации
государственных инспекторов с учетом появления новой авиационной техники, передовых мировых достижений в области сертификации;
- развитие системы профессиональной подготовки в авиационных учебных заведениях. Обновление программ подготовки авиационного персонала и укрепление материальной базы авиационных учебных заведений;
- совершенствование системы подготовки летного состава для воздушных судов иностранного производства;
- координация деятельности предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности в вопросах повышения эффективности использования воздушных судов и учета человеческого фактора при их проектировании и сопровождении в процессе эксплуатации. 
  Создание системы предотвращения использования контрафактной продукции;
- повышение эффективности использования государственного имущества;
- совершенствование и развитие аэродромной сети гражданской авиации, а также ее инфраструктуры. Повышение качества наземного обеспечения полетов.