28.03.2024
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

Бюллетень №2 Совета бортпроводников ОПАР.

Уважаемые коллеги , после нашей публикации , к нам пришло много откликов от вас. Вы просите объяснить, как при действующем Коллективным договором можно заставить работодателя увеличить заработную плату работникам и при этом не  переподписывать договор?

Действительно, подготовка текста КД дело кропотливое и долгое.  Если в действующем коллективном договоре у вас нет пункта подобного этому: «Тарифная ставка по тарифным группам персонала эксплуатационной и неэксплуатационной деятельности изменяются один раз в год со II квартала при наличии финансовых средств Работодателя в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции при разработке федерального годового бюджета по потребительской корзине.», выход один улучшить социальную составляющую работника за счет  работодателя согласно законам и нормативным документам РФ, т.е. денежные средства которые на данный момент работник платит из своей заработной платы заставить работодателя оплачивать за счет предприятия, тем самым сохраняя денежные средства работника.

О этих рекомендациях пойдет речь в этом тексте.

1.На данный момент во многих авиакомпаниях химчистка и стирка униформы для бортпроводников не предоставляется. Однако, в  соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ( вышеперечисленная профессия попадает под эту формулировку), а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ.В нашем случае СИЗ – это форма пилотов и бортпроводников.

Работники обеспечиваются спецодеждой за счет средств работодателя. Последний обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила № 290н). Указанные правила распространяются на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 30 Правил № 290н обязанность обеспечивать уход за СИЗ (своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ) и их хранение возлагается на работодателя. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам два комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки, о чем делается соответствующая запись в карточке учета СИЗ.

В случае отсутствия у работодателя технических возможностей ухода за СИЗ он вправе привлечь стороннюю организацию для выполнения указанных работ по гражданско-правовому договору.

Работодатель обязан предоставить работникам специально оборудованные помещения (гардеробные) для хранения выданных СИЗ. В этих целях в зависимости от условий труда работодателем устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.

Тем самым профсоюзная организация вправе требовать от работодателя выделения денежных средств на химчистку и предоставления помещений для хранения формы. Но следует знать, что СИЗ является имуществом Работодателя, он обязан его содержать (чистка, химчистка и пр.), в случае выделения денег на эти процедуры с СИЗ Работнику, возникает риск его порчи, и Работник будет обязан возместить его стоимость с учетом износа Работодателю.

2.Бесплатные проездные работодатель, как правило,  не предоставляет бортпроводникам, но если мы посмотрим на эту проблему через призму приказа Минтранса № 139 , то увидим следующее:

Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139

Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

(с изменениями от 16 июня 2008 г., 15 мая 2009 г., 17 сентября 2010 г.)

Пункт  60 гласит: «В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах (с 22.00 до 06.00) работодатель предоставляет членам экипажа условия для отдыха или организует доставку членов экипажа в аэропорт и из аэропорта к месту проживания.»

На основании вышеперечисленного профсоюзная организация  вправе  требовать от работодателя предоставления проездных билетов или транспорта, или проживания в гостинице или профилактории для всех бортпроводников, так как  по графикам на месяц в указанное время, как правило, попадают под это время все, в связи тем что многие работодатели отказались от планирования их бригадами. На практике данное условие, порядок, маршруты доставки на/с работу (ы) Работников, оговариваются в коллективных договорах.

3.По прохождению медицинской комиссии. Рассмотрим Приказ Минтранса №139, а именно пункт 51

Работодатель обеспечивает предоставление следующих периодов времени для прохождения членом кабинного экипажа обязательного медицинского освидетельствования, медицинских осмотров (по предписанию врача):

а) квартальное медицинское освидетельствование - два календарных дня;

б) полугодовое и годовое медицинское освидетельствование - четыре календарных дня.

Согласно статье 213 ТК РФ в первом абзаце четко указывается, что за счет средств работодателя обязательные медицинские осмотры проходят работники, занятые на:

- работах в вредными и (или) опасными условиями труда.
- работах, связанных с движением транспорта.

Исходя из положений статей 213, 266 и 212 ТК РФ, следует, что обязательные предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

Лица, подлежащие медицинскому освидетельствованию, в дни обследования освобождаются от любого вида работ. За невыполнение обязанности по обеспечению прохождения работниками медицинских осмотров, квалифицируемое законодательством как административное правонарушение, а именно — несоблюдение законодательства о труде и об охране труда, работодатель привлекается к ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда налагается на должностных лиц организации и за допуск к работе работников, не прошедших обязательный медицинский осмотр. Если такого рода правонарушение будет повторно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, то этому должностному лицу грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

На основании этого профорганизация сможет получить оплату по среднему бортпроводникам во время прохождения медкомиссий.

Прохождение периодических медосмотров является обязанностью Работника, при непрохождении медосмотра, несвоевременном прохождении, Работодатель отстраняет Работника от работы, может применить меры дисциплинарного взыскания. Поэтому Работник должен освобождаться от работы с сохранением среднего заработка, на установленные п. 51 Приказа № 139 Минтранса России от 21.11. 2005 г., дни.

4.По страховках для бортпроводников и их безопасности.

Согласно статьи 132 Воздушного кодекса РФ

Страхование жизни и здоровья членов  экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным.

Страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается  в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.( 19 октября 2012 г., Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который увеличивает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 5205 рублей, а Президент России подписал Федеральный закон от 03.12.12 № 232-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2013 года до 5205 рублей в месяц.)

Значит страховая сумма для бортпроводников составляет от  5 205 000 рублей и выше. Профорганизация вправе требовать от работодателя соблюдения этой цифры.

Следует учесть, что в авиакомпании должна выполняться  (Статья 14 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ)

Помощь по страховым случаям гражданам Российской Федерации( членам экипажей воздушных судов авиапредприятия), пребывающим на территории иностранного государства, оказывается представительством авиапредприятия, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

Профсоюзная организация и работодатель должны ознакомить работников:

1.Что Граждане Российской Федерации ( члены кабинных экипажей воздушных судов), пребывающие за пределами Российской Федерации (на эстафете, в служебной командировке), находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации (членов кабинных экипажей) и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. (Статья 4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ)

 

2.В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации (членов кабинных экипажей), пребывающих на территории этого иностранного государства. (Статья 5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ)

 

3. Следует учесть, что на основании статей 4 и 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, Работодатель обязан эвакуировать членов кабинных экипажей воздушных судов авиапредприятия находящихся на территории иностранного государства (на эстафете, в служебной командировке) в случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация( локальный конфликт, радиактивное загрязнение и т.д

 

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам в работе, если вы хотите выпуска дальнейших бюллетеней направляйте свои вопросы на e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону 8903-629-0900 председателю Совета бортпроводников Общероссийского профсоюза авиационных работников Макееву Владиславу Геннадьевичу.