ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЁТ

республиканского комитета Якутской РПО ОПАР

за период работы с мая 2012 года по май 2013 года

23.05.2013 г.

I. Ситуация в отрасли

В течение 2012 года в целом в отрасли сложилась положительная ситуация.

Авиакомпания «Якутия» пополняла свой парк воздушных судов самолётами Боинг-737, грузовым Боинг-757 F, расширяла географию регулярных и чартерных рейсов, значительно увеличила объём субсидированных авиаперевозок из Якутии, Магаданской области и Чукотского АО в центральные районы страны. Авиакомпания «Якутия» награждена премией «Крылья России» в номинации «лучший региональный авиаперевозчик», по первой группе межрегиональных перевозчиков занимает 2-е – 3-е место с авиакомпанией «Сибирь», 1-е место – авиакомпания «Аэрофлот».

 

«Авиакомпания «Полярные авиалинии» в течение года была в поиске приемлемого варианта регионального самолёта, провела презентацию китайского самолёта Ма-60 (модифицированный вариант Ан-24), взяла в аренду 3-местный австрийский самолёт «Даймонд 40 Тундра», пополнила парк самолётом Л-410 при поддержке Правительства РС (Я). Значительно увеличила объём авиаперевозок и работ в целом. В связи с закрытием военными аэропорта Тикси, авиакомпания стала главным перевозчиком пассажиров, грузов, почты на Тикси через маленький аэропорт Усть-Куйга.

В целом авиакомпания год завершила успешно, но произошло авиационное происшествие без человеческих жертв в аэропорту Депутатский с самолётом Ан-26, убытки от которого отразятся в итогах 2013 года.

 

«Аэропорт Якутск». Самым Важным  событием для всей отрасли и в целом республики стал ввод а эксплуатацию нового современного пассажирского терминала, с пропускной способностью 700 пассажиров в час, сметной стоимостью 1,7 млрд. руб., что коренным образом улучшило качество обслуживания пассажиров. Аэропорт, при поддержке Правительства РС (Я), продолжал обновлять парк спецавтотранспорта, и год завершил со значительной прибылью.

 

Филиал «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» продолжил совершенствование структуры использования воздушного пространства, поводил постепенный перевод управления воздушным движением из районных центров в Объединённый (базовый) центр в Якутске, начато строительство долгожданного здания Якутского укрупнённого центра ОрВД, в филиале  продолжено активное оснащение центров и отделений новейшими средствами радиотехнического обеспечения полётов.

 

Мирнинское авиапредприятие в течение года трясло разными вариантами реорганизации. Под конец принято более приемлемое  решение - организовать два предприятия:

«Сургутнефтегаз» в Талакане ввёл в эксплуатацию современный аэропорт с ИВПП длиной 3100 м, вокзалом и остальной инфраструктурой.

«Главное Агентство ВС РС (Я)» - Важным событием для республики стал ввод в эксплуатацию нового здания Главного агентства ВС, что коренным образом улучшило обслуживание пассажиров и условия труда работников.

 

«ВЦ Якутавиа» трясло решение руководство авиакомпании «Якутия» о переходе на обслуживание в американскую систему бронирования и продажи авиабилетов «Сита», а также решение аэропорта «Якутск» о создании своей группы обслуживания электронных систем нового терминала. Всё это привело к падению объёмов работ, сокращению численности персонала и конкретных специалистов.

 

Якутское авиационное техническое училище ГА выпустило более 60-ти молодых авиаспециалистов, оснастило учебные классы тренажёрами самолётов «Даймонд 40 Тундра» и «Сесна». Начало подготовку первых пилотов (20 человек). В 2013 году на эту специальность могут  быть приняты и девушки.

 

Стабильно продолжала работать авиакомпания «Дельта-К», возобновила свою деятельность и авиакомпания «Илин», успешно продолжают свою деятельность ТСА «Аэропорт Сервис», ТЗК «Аэропорт ГСМ Сервис».

 

ФКП «Аэропорты Севера». К ФКП присоединено два аэропорта Магаданской области Сеймчан и Североэвенск. В результате попытки руководства ФКП в одностороннем порядке произвести оптимизацию численности персонала и изменения порядка начисления переменой части заработной платы, серьёзно усложнился социальный климат в трудовом коллективе. Письмо от имени работников всех аэропортов было направлено во все властные структуры, в том числе и Президенту РФ.

Из-за слабой работы руководства ФКП при включении в состав предприятия новых аэропортов, фонд оплаты труда на 2013  и последующие годы снижен на 40 млн. руб., в результате переменная заработная часть уменьшена с 20% до 10%, и снова создана напряжённость в коллективе.

 

Ситуация в отрасли ещё усложняется  ухудшением финансового состояния головной нашей авиакомпании «Якутия», что во многом связано с установлением крупными авиакомпаниями России демпинговых тарифов на магистральных воздушных линиях совместной эксплуатации.

Внедрение на воздушной линии Якутск – Москва – Якутск авиакомпании «Аэрофлот» создаст дополнительные трудности авиакомпании «Якутия» в 2013 году. Плюс ко всему ещё продолжаются проблемы со следственным комитетом РФ по таможенным делам.

Все изложенные неблагоприятные факторы, связанные с Мирнинским авиапредприятием, авиакомпанией «Якутия» и ФКП «Аэропорты Севера», прогнозируемое негативное влияние мирового кризиса обязывают нас, профсоюзы, быть готовыми  достойно ответить на новые вызовы времени. Несмотря на возникшие в 2012 году проблемы, республиканский комитет и профсоюзные организации работали стабильно, продолжали защиту интересов членов профсоюза.

 

II. Социальное партнёрство

В начале 2013 года, ввиду отсутствия перспективы заключения ОТС на 2013 -2015 годы по ВТ, мы, совместно с работодателями, приняли решение о пролонгации ОТС 2010-2013гг. по ВТ РС (Я) на три года.

 

В 2012 году заключён новый коллективный договор в авиакомпании «Якутия», в целом с неплохим социальным пакетом, но, к сожалению, допущена несправедливость в отношении лётного состава и бортпроводников по возрастному цензу, для получения выходного пособия. При этом профсоюзная сторона переговорщиков, за исключением председателя цехового комитета службы бортпроводников, дружно поддержали вариант, предложенный работодателем, т.е. профсоюзный комитет во главе с председателем Иванченко А.М. занял позицию, явно ухудшающую социальные интересы лётного  состава и бортпроводников, по сравнению с предыдущим коллективным договором, при действующем принципе улучшения социального пакета при заключении каждого нового коллективного договора.

Президиум рескома высказал свою позицию в письме на имя генерального директора и председателя профкома. Прошли месяцы – ответа нет. Это первый случай игнорирования мнения республиканского комитета – социального партнёра. Где мнение профкома? Как быть с мотивацией профсоюзного членства при отсутствии защиты интересов членов профсоюза профкомом? Часть членов профсоюза потеряли веру в профсоюз и вышли из него.

В трудных условиях, только благодаря конструктивной позиции профкома объединённой первичной профорганизации ОПАР филиала «АСВС» во главе с председателем Романовым О.Н., пролонгирован коллективный договор филиала «АСВС».

Второй год идёт волокита с заключением коллективного договора в ЯУГМС по вине руководителя Кузьмич В.И., и это несмотря на то, что Коллегий Росгидромета установлен крайний срок заключения коллективного договора 20 марта 2013 года.

За прошедший период произошло повышение заработной платы в авиакомпании «Якутия», аэропорту «Якутск», авиакомпании «Полярные авиалинии», филиале «АСВС». По вине руководства понижен уровень заработной платы в федеральном казённом предприятии «Аэропорты Севера».

В 2012 году усложнился и без того не простой морально-психологический климат в трудовом коллективе ФКП «Аэропорты Севера» из-за принятых администрацией односторонних решений по оптимизации численности и изменения Положения о начислении переменной части заработной платы, без учёта мнения профсоюзного комитета. Это стало причиной принятия обращения трудовыми коллективами практически всех филиалов-аэропортов предприятия во все властные структуры, вплоть до Президента РФ. Администрация ФКП была вынуждена созвать совещание директоров и председателей цеховых профсоюзных организаций филиалов. На совещании администрация пыталась перенести вину за создавшуюся ситуацию на профсоюзную организацию. Однако, принципиальное, открытое выступление председателей цеховых комитетов, профкома и рескома заставило администрацию изменить своё решение.

На созванной администрацией пресс-конференции с представителями СМИ, руководство предприятия опять пыталось возложить вину за создавшийся сложный морально-психологический климат на профсоюз, утверждая, что коллективной жалобы не было, а была жалоба какого-то одного обиженного работника. После принципиального выступления перед представителями СМИ председателя рескома, администрация поспешно закрыла пресс-конференцию. После этих событий профком, находившийся в течение 2-х лет в положении изгоя, был восстановлен в правах. Реском выражает благодарность члену президиума рескома, председателю профкома первичной профорганизации ФКП «Аэропорты Севера» Тюриной И.Н. за последовательную, принципиальную позицию, занятую ей и профкомом в эти сложные годы. В этой сложной обстановке её постоянно поддерживал реском и его президиум.

Но беды профсоюзного комитета на этом не закончились. По вине администрации, не сумевшей отстоять в Росавиации свою позицию при рассмотрении проекта сметы расходов на 2013 год. При включении в 2012 году в состав ФКП  двух обнищавших аэропортов Магаданской области, фонд оплаты труда на 2013 год уменьшен на 40 млн. руб. Для администрации это стало поводом снизить на 10% переменную часть заработной платы. Также было принято решение о переводе 3-х аэропортов на режим простоя, но от этой затеи администрации пришлось отказаться из-за начавшегося ухода кадров. Со дня образования ФКП практически не было повышения заработной платы работникам, а предусмотренные Трудовым Кодексом индексации заработной платы на уровень инфляции поводились не регулярно. Всё это отразилось на кадровом составе предприятия. В предприятии численность дипломированных авиационных специалистов составляет всего 12% от общей численности персонала. Данная ситуация напоминает кадровое обеспечение авиапредприятий в первые послевоенные годы. Обстановка в предприятии остаётся сложной.

Эта обстановка серьёзно ухудшается в связи с заведением уголовного дела на руководителя ФКП по статье «Групповое мошенничество в особо крупных размерах».

 

III. Организационная работа

Рабочий орган республиканского комитета – Президиум, в течение прошедшего периода провёл 12 заседаний, на которых рассматривались следующие вопросы:

 

Помимо этого рескомом инициировались, готовились проекты совместных постановлений по организации таких крупных мероприятий, как празднование 70-летия перегоночной трассы Аляска-Сибирь, 90-летия гражданской авиации России, организация и проведение молодёжной спартакиады, II республиканского фестиваля художественного творчества трудовых коллективов, установка памятника самолёту Ан-24. Рескомом составлялся и проект сметы расходов по предприятиям на проведение всех крупных общественных мероприятий.

Организация и проведение всех указанных мероприятий полностью осуществлялись рескомом и профкомами, молодёжными советами.

 

IV. Работа с профсоюзными кадрами и исполнительская

дисциплина

Рескомом принимаются меры по материальному и моральному стимулированию профсоюзного актива. Система материального стимулирования, введённая рескомом, действует, председатели профкомов и цехкомов регулярно получают денежные вознаграждения, размер которых зависит от численности членов профсоюза и объёмов поступления членских профсоюзных взносов. Многие председатели, активисты награждаются грамотами, знаками ФНПР, ЦК ОПАР, отраслевыми наградами, премией им. Н.И. Ананьева, юбилейными медалями. Реском и профкомы защищают законные интересы членов профсоюза.

Вместе с тем, исполнительская дисциплина руководителей профкомов и цехкомов продолжает оставаться, мягко говоря, невысокой. Многие постановления Президиума, принятые коллегиально, не всегда выполняются или выполняются после неоднократных напоминаний.

На каждом заседании республиканского комитета мы говорим о резерве кадров, но воз и ныне там. И это несмотря  на то, что многие руководители профкомов в ближайшие годы должны будут уйти с работы по возрасту. В цеховых комитетах тоже надо готовить будущих профсоюзных лидеров.

Слаба обратная связь головных профкомов со своими цехкомами на местах (ФКП «Аэропорты Севера», филиала «АСВС»). Какую работу ведут на местах цехкомы, не знает профком, тем более реском, и это несмотря на то, что много мероприятий проводят цехкомы Вилюйской группы, Олёкминска, Нерюнгри, Черского профкома «АСВС», но и от них не поступает информация. Работа коллективов аэропортов, филиалов ФКП и их цехкомов не находит отражения в отраслевой газете, мы об этот тоже говорим постоянно. Остаётся слабой работа профкомов и цехкомов по мотивации профсоюзного членства, нас беспокоит резкое снижение численности членов профсоюза, более 10% за 2012 год. Вопрос омолаживания профсоюзного актива стоит очень остро. Надо подтягивать к профсоюзной работе активных членов молодёжных советов.

Наконец, надо понимать, что таких опытных председателей как Банчик М.Ф., Романов О.Н., Ларькина А.В. в один день полноценно не заменить. Замену надо  готовить в течение ряда лет, иначе тем, кто придёт за нами на профсоюзную работу, мы оставим печальное наследство, не кому будет достойно продолжить накопленный опыт работы.

Ситуации, в которые мы попадаем не по нашей воле, требуют от нас сплочённости. Некоторые наши товарищи этого не понимают, и нередко проявляют личные амбиции, и даже пытаются нагрубить тем, кто их и учит и поддерживает. Это недопустимо.

 

V. Правовая работа

Правовая инспекция на общественных началах до  отъезда руководителя Терещенко Н.П. работала стабильно. Профсоюзные комитеты, прежде всего, ФКП «Аэропорты Севера», получали необходимую юридическую помощь. Интересы рескома Наталья Петровна достойно представляла в налоговой инспекции, инспекции труда по РС (Я), Минюсте, Арбитражном суде, пенсионном фонде. Своевременно составляла проекты ответов на обращения членов профсоюза.

Через инспекцию труда она добилась наложения взыскания на руководителя ЯУГМС Кузьмича В.И. за волокиту по вопросу разработки и заключения коллективного договора.

Мы, при положительном решении Арбитражного суда первой инстанции по несвоевременному перечислению профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы членов профсоюза, проиграли в Арбитражном суде 2-й и 3-й инстанции. Тем не менее, после судебного разбирательства взносы стали поступать регулярно.

Ввиду определённых трудностей, связанных с режимом работы подразделений в наших предприятиях, правовой всеобуч, решение о проведении которого было принято Федерацией профсоюзов РС (Я), и впоследствии ставшее государственной политикой, не прививается. Поэтому мы приняли не совсем стандартное решение: в каждом выпуске газеты «Северная трасса» открыли рубрику «правовая неотложка». Консультации по различным вопросам трудового законодательства проводит руководитель правового отдела ФПРС (Я) Наталья Ивановна Барковская.

Мы считаем, что это более эффективно, чем за 15-20 минут во время пересменок проводить беседы. Единый лекционный день мы проводим в ЯАТУ ГА. По практике применения положений Трудового Кодекса РФ мы проводим разъяснения в рамках однодневного семинара для профсоюзного актива, председатели профкомов принимают участие в семинарах, учёбе, проводимых ФПРС (Я). Члены президиума Банчик М.Ф., Ларькина А.В., Романов О.Н., Шестакова Т.А., Атаманченко А.И. имеют высокий уровень правовой подготовки, и возникающие в предприятии вопросы сами в состоянии регулировать, и в целом они это делают успешно.

 

VI. Культурно-спортивно-массовая работа

Прошедший период был богат культурно-спортивно-массовыми мероприятиями.

Во-первых, мы завершили проведение молодёжной спартакиады. Должен сказать, что ввиду слабой активности молодёжи Спартакиада получилась взросло-молодёжной.

Огромная организационная работа проведена рескомом и головными профкомами по организации и проведению отраслевого этапа II Фестиваля художественного творчества трудовых коллективов РС (Я), участию в республиканском этапе фестиваля. Работники аэропортов-филиалов ФКП, подразделений  «АСВС» приняли участие в улусных этапах Фестиваля.

Победителями отраслевого этапа Фестиваля стали творческие коллективы:

I  место              - творческий коллектив филиала «АСВС»

II место              - творческий коллектив ОАО «Авиакомпания «Якутия»

III место            - творческий коллектив ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».

Необходимо отметить постоянную поддержку руководства филиала «АСВС» (Чекмарёв Е.А.), оказываемую для развития художественного творчества своего коллектива. Женский ансамбль «Аэронавигация», в отличии от других творческих коллективов, постоянно, по графику занимаются на репетициях. По этой причине режиссура и сценарий конкурсного концерта филиала «АСВС» был значительно лучше, чем у других творческих коллективов.

Итоги фестиваля показали, что наиболее талантливыми оказались самодеятельные артисты авиакомпании «Якутия».

Лауреаты и дипломанты II и III степеней распределились по творческим коллективам следующим образом:

Ниже своих возможностей выступили творческие коллективы аэропорта «Якутск», ФКП «Аэропорты Севера», практически не участвовал коллектив ЯУГМС. Профкомы этих предприятий не доработали.

Республиканский фестиваль 2012 года был подготовлен и проходил на очень высоком уровне, по сравнению с I фестивалем, на котором мы заняли IV место. На II фестивале мы заняли 10-е место среди конкурсантов. В принципе, при нашей малой численности, неплохой результат.

Лауреатами республиканского фестиваля стали квартет авиакомпании «Якутия», Юрий Скицкий – АК «Якутия», Дмитрий Ван – аэропорт «Якутск».

Лауреаты, дипломанты отраслевого фестиваля достойно награждены из фонда фестиваля. Лауреаты республиканского фестиваля – ветераны художественной самодеятельности Юрий Скицкий, Елена Андросова, Владимир Шпанский, Владимир Ильин рескомом награждены премией им. Н.И. Ананьева.

На республиканском фестивале 2-е место заняла рукодельница Елена Соколова из аэропорта «Якутск», в фотоконкурсе, благодаря бывшему нашему работнику, нас прокатили. Тем не менее, эти же фотографии на конкурсе, организованном Росавиацией в честь 90-летия гражданской авиации России, заняли по номинациям 4 первых места, 2 вторых, 1 третье место, т.е. по Росавиации мы были в первых рядах. Победители фотоконкурса достойно вознаграждены из фонда празднования ГА России.

Масштабные культурно-массовые мероприятия проведены профкомами аэропорта Якутск, авиакомпаний «Полярные авиалинии», «Якутия», посвящённые 80-летию сухопутного аэропорта Якутск, 15-летию авиакомпании «Полярные авиалинии», 10-летию авиакомпании «Якутия».

Огромная организационная работа проведена рескомом и профкомами по двум крупным разноплановым мероприятиям, посвящённым 70-летию перегоночной трассы Аляска-Сибирь и 90-летию гражданской авиации России.

На празднование юбилея перегоночной трассы были приглашены представители Иркутской области и Красноярского края, занимающиеся изучением истории перегонки. С участием этих представителей и учёных академии наук РС (Я), представителей Правительства РС (Я), общественности города Якутска, ветеранов трассы, авиации, Советов ветеранов РС (Я) и города Якутска состоялась историко-научная конференция о роли АлСиба в социально-экономическом развитии Якутии и её авиации. Конференцией руководил академик Иванов В.В. По итогам конференции приняты рекомендации. Материалы конференции будут оформлены брошюрой, которая станет вкладом в историческую науку. В преддверии юбилея, рескомом в сотрудничестве с историком трассы И.Е. Негенбля подготовлена огромная фото-экспозиция по истории АлСиба. Это серьёзное пополнение экспонатов Музея авиации Якутии. Перед юбилеем трассы Музей авиации посетили две американские делегации. Юбилей трассы завершился торжественным заседанием общественности г. Якутска, в котором приняли участие представители Правительства РС (Я), Государственного Собрания Ил Тумэн, мэр города Якутска, депутаты Городской Думы, председатель ФПРС (Я), дети, внуки перегонщиков, руководители, профсоюзный актив и работники отрасли.

Участникам трассы вручены государственные награды, награды города, Городской Думы, им оказана ощутимая материальная помощь, часть участников прошли курс оздоровления в санатории «Абырал» и в больнице. Ветеранам трассы, потомкам участников перегонки, приезжим гостям дан праздничный фуршет.

Важнейшим событием в жизни авиаторов стало проведение мероприятий, посвящённых 90-летию гражданской авиации России. Рескомом и профкомами проведены масштабные мероприятия, в том числе встречи ветеранов со школьниками, курсантами ЯАТУ ГА, посещение школьниками города Музея авиации Якутии. Большое количество авиаработников были награждены высокими государственными наградами Якутии, наградами Минтранса России, Росавиации и местными отраслевыми наградами. После торжественного заседания общественности была представлена достойная концертная программа. Республиканским комитетом, Советом ветеранов для неработающих ветеранов авиации в ресторане «Лайнер» был организован праздничный фуршет на 100 человек, и каждому ветерану – участнику фуршета оказана материальная помощь по 2000 рублей.

На хорошем уровне проведены торжества в честь 70-летия АлСиба в аэропорту Олёкминск (председатель цехкома Мордвинов Ю.И., практически во всех аэропортах состоялись праздничные мероприятия в связи с 90-летием ГА России. В ФКП «Аэропорты Севера» приказом генерального директора каждый работник поощрён денежной премией в 5000 рублей. В аэропорту Вилюйск на уровне района проведено мероприятие по чествованию ветерана авиации, пилота Иванова К.В. в связи с его 75-летием. Перед юбилеем гражданской авиации, при непосредственном участии рескома и коллективов авиакомпании «Якутия», аэропорта «Якутск» установлен памятник самолёту Ан-24. В 2013 году планируется установка памятника самолёту Як-40, переименование библиотеки «Созвездие» в библиотеку имени Нелли Васильевны Фёдоровой, которая в течение 40 лет заведовала профсоюзной библиотекой при ДК им. Ю.А. Гагарина и всей библиотечной сетью ЯУГА и теркома профсоюза.

Музей авиации пополнился ещё одним красочным фотоальбомом, посвящённым 90-летию ГА России. К 70-летию перегоночной трассы создан документальный фильм «Аляска-Сибирь. Хроника мужества», выпущена книга авторов И.Е. Негенбля, Ю.К. Антонова, В.В. Филиппова «Трасса мужества Аляска-Сибирь» и к 90-летию авиации России книга  автора Васильева М.Е. «Аэронавигация Якутии. События и люди». Так мы шаг за шагом увековечиваем ратный и трудовой подвиг авиаторов Якутии в истории авиации республики.

Члены Президиума рескома Ларькина А.В., Вацык С.В.. первая на семинаре, вторая на заседании ЦК ОПАР достойно показали нашу работу по социальному партнёрств, аналогов которой к большому нашему сожалению нет на сегодня в авиации России. На самом деле мы много что делаем, исключительно благодаря социальному партнёрству с нашими хозяйственными руководителями.

Комплекс работы, которую мы проводим, высоко оценён Росавиацией, по представлению которой ваш председатель Коллегией историко-культурного центра при Правительстве РФ награждён памятной медалью «Патриот России». Это высокая оценка нашего с вами общего труда, не только Васильева, и я искренне благодарен нашим хозяйственным руководителям и профсоюзному активу.

В 2013 году нам предстоит ряд юбилейных дат: 30-летие эксплуатации самолёта Ту-154 в небе Якутии (авиакомпания «Якутия» и профком), 30-летие образования службы авиационной безопасности России (все предприятия, подразделения), и на республиканском уровне предстоит отметить 95-летие со дня рождения Героя Социалистического труда, заслуженного пилота СССР, участника перегонки Валерия Ильича Кузьмина.

В текущем году нами достойно организовано участие работников на первомайской демонстрации и традиционное мероприятие, посвящённое 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

 

VII. Финансово-хозяйственная деятельность

В 2012 году достигнуто регулярное поступление профсоюзных взносов. Задолженности за 2012 год практически нет. В основном задолженность по состоянию на 01 января 2013 года составила за декабрь 2012 года, которая поступила в первом квартале 2013 года, после выплаты заработной платы за декабрь.  Особо следует отметить, что в день выплаты заработной платы перечисляют на расчетный счет профсоюзной организации членские взносы: Аэронавигация Северо-Восточной Сибири за все 14 центров, отделений, дирекции, ЯУГМС, служба АТБ и представительство в г. Москве ОАО «Авиакомпания «Якутия». Организации ЯУГМС и Аэронавигация Северо-Восточной Сибири своевременно перечисляют целевые отчисления на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу, согласно коллективному договору. Такие организации как ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО «Полярные авиалинии» в 2012 году  использовали целевые отчисления на основании совместных постановлений первичных профорганизаций и предприятий. Так по колдоговору ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» в разделе социальных гарантий пункт 5.22 предусмотрены отчисления на целевые расходы профсоюзных организаций 0,15 %. Годовая сумма отчислений должна составить всего с учетом филиалов 492,8 тыс. руб. фактически по совместным постановлением с профкомом в г. Якутске израсходовано 320,8 тыс. руб. Об использовании остатка 172,0 тыс. рублей сведений нет. В ОАО «Авиакомпания «Якутия» по целевым отчислениям в размере 0,15 % от фонда оплаты труда членов профсоюза за 2012 год должна составить 372,6 тыс. руб., сведений от профкома и ревизионной комиссии профорганизации Авиакомпании вообще никаких нет. Условия коллективного договора и Положение по получению и использованию целевых средств, подписанное профкомом (председателем Терещук В.В.) и ген. директором Простит И.А. администрацией предприятия с 2011 года, не исполняется.

ФКП «Аэропорты Севера» с января 2012 года относительно упорядочили отчисления и использование целевых средств, а именно заявки на проведение мероприятий цеховыми комитетами визируются и контролируются председателем ППО Тюриной И.Н., бухгалтерия предприятия в свою очередь перечисляет в подотчет председателям цеховых комитетов и принимает финансовые документы для бухгалтерского учета.

Профсоюзные средства, находящиеся на расчетном счете рескома, согласно договору «О кассовом обслуживании» расходовались в основном по плану на осуществление уставной деятельности. Однако, в ходе проверки финансовых документов со стороны гл. бухгалтера и ревизионной комиссии выявлены нецелевые выплаты и оплата счетов, которые не планировались сметой расходов и повлекли к нарушению учетной политики и выполнению обязательств  Налогового кодекса.

Например:

- профком Нюрбинского центра «АС-ВС», председатель Семенова Лариса Николаевна за счет членских взносов оплатила счет за строительный материал (доска обрезная) для изготовления «УРАСА» в местности Кыталыктах на сумму 33628 руб.,

- профком Аэропорта Олекминск, председатель Мордвинов Юрий Иннокентьевич приобрел на сумму 4409 руб. 462 воздушных шара для украшения аэровокзала в связи с юбилейной датой предприятия и выплатил не членам профсоюза, а именно физическим лицам 12000 руб. за выполнение платных услуг в частном порядке,

- профком ОАО «Авиакомпания «Якутия», председатель Иванченко Анатолий Михайлович,  согласно постановлению профкома оплачены счета ООО «Одарич» за подарочные сертификаты 15.02.13 г-300.0 тыс. руб., 28.02.13 г.-205.0 тыс. руб. всего 505,0 тыс. руб. номинальной стоимостью по одной тысячи руб. Выдача сертификатов в качестве подарков к праздникам: Дня защитника Отечества и международному женскому дню для списания на расходы уставной деятельности денежных средств, профкомом составлены ведомости по службам без указания количества сертификатов, без проверки ревизионной комиссией и акта на списание израсходованных средств организационной комиссией на сумму выданных сертификатов. Дебиторская задолженность 505,0 тыс. руб. за ООО «Одарич» не списана. Если подразумевать, что подарочные сертификаты раздаются всем членам профсоюза   по одному сертификату, то встает вопрос о количестве членов профсоюза. В статотчете на конец декабря 2012 года количество членов профсоюза  профком показал 336 человек, а сертификатов приобретено 505 штук.  Разница 169 человек. Не смотря на, предупредительные меры, профком ОАО «Авиакомпания «Якутия»  в первом квартале 2013 года  выплатил премию профактиву в два раза больше, чем составили доходы за первый квартал 2013 года.

Ревизионной комиссии следует проверить, разобраться в сложившейся ситуации и не допустить нарушение по финансовой работе.

Причиной жесткого подхода за целевым использованием денежных средств со стороны членов профсоюза, ревизионных комиссий первичных профсоюзных организаций и рескома, за правильностью и полнотой оформления финансовых документов вызвано тем, что участились случаи использования профсоюзных средств на хозяйственные нужды предприятий, на нужды не членов профсоюза. Нарушается принцип расходов профсоюзной деятельности, а именно максимальное возвращение средств, полученных от членов профсоюза на нужды самих же членов профсоюза.

Постоянный контроль и возврат  средств израсходованных на не профсоюзную деятельность поможет оградить от совершения ошибок и уголовной ответственности председателей профкомов.

Учитывая последние события, по возбуждению уголовного дела, против председателя профкома ОАО «Авиакомпания «Якутия» Терещук В.В., надо сделать каждому для себя вывод, что председатели профкомов уязвимы и членам профкома оказывать на них давление, подставлять под уголовное дело – преступление по отношению к материально-ответственному лицу, своей профсоюзной организации и членам профсоюза.

Кроме учетной политики, для руководства по планированию, расходованию и предоставлению отчетности, в помощь общественным исполнителям, рескомом издана ещё и брошюра «Неотложка по финансовой работе  первичек». В ней  коротко  и просто изложена вся финансовая работа.

VIII. Оздоровление детей

Детский  отдых по новым правилам  осуществляется  через  управление образования.  Каждый родитель проблему отдыха своих детей  решает самостоятельно. Для получения льготной путевки родителям  необходимо представить множество справок, вплоть до размера доходов семьи.  При этом  привилегиями пользуются  родители, работающие  в государственных бюджетных  предприятиях.  Несмотря на то, что  ЯУГМС  государственная бюджетная организация, работники могут рассчитывать  только  на льготу, которая учитывается  при  учете  среднего дохода семьи, так как  ЯУГМС  государственное предприятии федерального значения. Так скидкой до 15% стоимости детской путевки воспользовались немногие работники гидрометеослужбы и авиапредприятий в  загородные  оздоровительные лагеря.  В 2012 году  работники ЯУГМС получили право на оплачиваемый проезд  ребенка за пределы  республики.  Пользуясь  этим правом  восемь детей  ЯУГМС и  семеро детей ФКП «Аэропорты Севера»  были оздоровлены  в г. Сочи в  детском оздоровительном лагере  «Зеленая горка».  Вначале группа  собиралась из двадцати одного человека, но из-за наводнения в Краснодарском крае родители не рискнули  отправить детей  в зону бедствия.  Реском  оказал  материальную помощь в размере  10,0  руб. на каждого ребенка. Всего материальной помощи на оздоровление детей  профорганизациями  оказано на общую сумму 138,4 тыс. руб. из них  30,4 тыс. руб. оказали материальную помощь первичные профсоюзные организации, 108,0 тыс. руб. республиканский комитет.

В связи с удорожанием стоимости путевок  не только  в детские оздоровительные лагеря за пределами республики, но в загородные лагеря  многие дети авиаторов  остаются  не охваченными, и  неорганизованными, в отличие  от других отраслей как энергетики, образования, культуры, госучреждений, здравоохранения и другие, сохранившие свои базы  отдыха.   Первичная профсоюзная организация  нефтегазсбыта  решила проблему другим образом. Они консолидирую денежные средства на расчетном счете  профсоюзной организации  и их дети ездят  за  15% стоимости путевки  в Болгарию, в Китай, в Сочи, Анапу.  Оздоровление детей авиаторов  приближается к нулю.

IX. Работа с молодёжью

Это одна из перспективных направлений профсоюзной деятельности. Сегодня кроме профсоюзов, по большому счёту, некому заниматься с молодёжью. Ежегодно мы организуем профориентационную работу, профкомы авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии» возглавляют работу по набору в средние и высшие учебные заведения гражданской авиации, организуют заключение трёхсторонних договоров, устанавливают для студентов и курсантов льготы, контролируют их учёбу. Огромный вклад в подготовку кадров делает Якутское авиационное техническое училище. В 2013 году в училище  уже второй год пройдёт набор на лётный факультет. Сегодня мало подготовить дипломированных специалистов, надо их достойно трудоустроить, помочь в приобретении или аренде жилья. С этим относительно неплохо в авиакомпаниях «Якутия» и «Полярные авиалинии». Лучше всех этот вопрос решён в коллективном договоре филиала «АСВС», где молодой специалист, не имеющий жилья, получал значительную сумму для его приобретения. Отдельными нашими руководителями не учитывается стремление молодёжи любыми путями остаться после окончания учёбы в Якутске, и никаких стимулирующих мер по закреплению молодёжи в районных центрах, где есть наши предприятия, не предпринимают.

В результате в аэропортах-филиалах ФКП «Аэропорты Севера» уже наступает кадровый кризис. В целом по предприятию доля авиационных дипломированных специалистов составляет 12% от общей численности. С годами эта доля может ещё снижаться. Обвинять в этом профсоюзный комитет невозможно, так как в течение двух-трёх лет руководство предприятия просто игнорировало профком, нарушая закон о профсоюзах и Трудовой Кодекс РФ. Сегодня положение изменилось, профкому и цеховым организациям вопрос комплектования аэропортов дипломированными авиационными специалистами надо остро ставить перед руководством, совместно отрабатывать меры по стимулированию молодых авиационных специалистов, приезжающих на работу.

В целом молодёжная политика, разработанная нашим рескомом, продолжает действовать, в виде раздела включена в ОТС ВТ РС (Я) и коллективные договора предприятий.

В отрасли действует Молодёжный совет, неплохо зарекомендовавший себя среди молодёжных советов ФПРС (Я) и ЦК ОПАР. Реском в своём бюджете предусматривает средства для проведения молодёжных мероприятий. Профкомы аэропорта «Якутск», авиакомпаний «Якутия», «Полярные авиалинии», ЯУГМС в этом вопросе активно участвуют. Два года подряд мы практикуем проведение новогодних молодёжных вечеров. В 2012 году этот вечер прошёл как конкурс КВН, на котором лучше всех выступили команды авиакомпании «Полярные авиалинии» и аэропорта «Якутск».

Молодёжным советом также был организован фотоконкурс, посвящённый 90-летию ГА России, молодёжная спартакиада.

До августа 2012 года Совет молодёжи возглавляла Татьяна Анатольевна Шестакова, в дальнейшем из-за кризиса (угрозой развала) профсоюзной организации авиакомпании «Якутия», президиум рескома председателем Молодёжного совета назначил Татьяну Алексеевну Самсонову, которая на этой работе зарекомендовала себя как хороший организатор, способный поднять активность молодёжи, Представители молодёжного совета активно участвовали во всех мероприятиях, проводимых молодёжными советами ФПРС (Я) и  ЦК ОПАР.

В 2012 году активизировалась работа молодёжных советов ОАО «Аэропорт Якутск», ФГБУ «Якутское УГМС». Практически не работал совет молодёжи в ФКП «Аэропорты Севера»

Главная задача молодёжных советов – достижение активного участия молодых специалистов в общественной, производственной жизни предприятий, отрасли, способствовать профессиональному, карьерному росту молодых авиационных специалистов и закреплению их в отрасли, продолжению славных трудовых традиций предыдущих поколений авиаторов Якутии.

В целом деятельность совета складывалась относительно благополучно, но в мае 2013 года произошёл кризис в руководстве молодёжного совета. Уходят из отрасли председатель совета Самсонова Т.А., председатели молодёжных советов ФКП «Аэропорты Севера» Н. Атласова, ЯУГМС С.А. Непомнящих.

Задача рескома и профкомов ФКП, ЯУГМС найти достойную им замену. Задача непростая, но нам нельзя допускать ухудшения работы Совета.

 

X. Работа с ветеранами

Реском и профкомы работу с ветеранами считают одним из важнейших направлений. Реском  свою работу с ветеранами проводит через Совет ветеранов (председатель Чепалова В.П., во время её болезни замещает Осипов И.А.), и в своём бюджете предусматривает средства на проведение мероприятий с ветеранами, и разовое годовое вознаграждение председателю совета.

В 2012 году, как ранее было сказано, рескомом большое внимание было уделено ветеранам перегоночной трассы Аляска-Сибирь и  в 2013 году в связи с 90-летием ГА России. Оказана материальная помощь участникам АлСиба по 10,0 т. руб., а в связи с 90-летие ГА неработающим пенсионерам по 2,0 т. руб. Помимо этого ветеранам за счёт рескома было предусмотрено 100,0 тыс. руб. для оказания материальной помощи, фактически помощь оказана на сумму 177,0 тыс. руб., а также рескомом организовано оказание помощи ветеранам за счёт предприятий на сумму 270,0 т. руб. в связи с юбилейными датами.

Помимо всего \того оказывалась разовая помощь профкомами предприятий. В честь Дня Победы предприятиями по инициативе профкомов ветеранам оказана материальная помощь.

Второй год реском организует проведение новогоднего Голубого огонька для неработающих ветеранов. Приглашение ветеранов на все крупные мероприятия и новогодний голубой огонёк даёт возможность не работающим ветеранам пообщаться друг с другом, вспомнить трудовые будни прошлых лет и встретиться с ныне работающим составом предприятий, в том числе с молодёжью. Эти встречи имеют серьёзное воспитательное значение для молодёжи. Ветераны наши душой не стареют, участвуют во всех общественных мероприятиях.

Хор ветеранов авиации Якутии очень активно выступает с концертами в санаториях-профилакториях, домах престарелых, инвалидов, больницах, пригородных клубах.

Перед председателем Совета ветеранов поставлена задача до 01.06.2013 г. составить уточнённый список ветеранов авиации Якутии, проживающих в г. Якутске и его пригородах. Многие ветераны из нестоличных авиапредприятий, приехавшие в г.Якутск, не стоят на учёте в Совете ветеранов, т.е остаются за пределами нашего внимания. К председателям цехкомов просьба оказать помощь в установлении ветеранов, переехавших в Якутск, если возможно, то и их адреса. По этому списку ветераны будут закреплены за предприятиями.

Работа с ветеранами, в силу своих возможностей, проводится практически всеми профкомами. Плохо, что информации о проводимой работе нет. Председателем профкомов Тюриной И.Н. и Романову О.Н. необходимо обязать свои цехкомы и профкомы ежеквартально предоставлять информацию о проведённой работе.

 

Работа по мотивации профсоюзного членства

Это одно из важнейших направлений деятельности профсоюзных комитетов. Чем больше охват профсоюзным членством в предприятии, тем меньше разброда и шатаний, более крепкая социальная стабильность. Уровень профсоюзного членства – это показатель работы и авторитета профкома, цехкома в трудовом коллективе.

Среди наших базовых предприятий охват профсоюзным членством составляет по:

 

В филиале «АСВС» четыре профсоюза, мы там по количеству членов профсоюза занимаем первое место. Среди центров и отделений ОВД наибольший охват  в Нюрбинском центре – 69,2%, Зырянском – 62,9%, Моме 94,7%, Вилюйске – 90,6%. В тоже время в одном из самых крупных центров ОВД в Нерюнгри всего 8%. Из этого видно, что профком Нерюнгринского центра работает слабо, его работой люди недовольны.

Почему в головной компании всего 22,9%? Когда-то в авиакомпании было членов ОПАР более 750 человек. Причина уменьшения численности членов профсоюза в 2 с лишним раза не только в том, что в течение 2-х лет шло следствие и Терещук В.В. в последние годы работал слабо, потерял авторитет, но и в том, что отдельные члены профкома в противоборстве с Терещуком, вместо того, чтобы сохранить профсоюзную организацию, своими действиями её разваливали. Реском, с целью сохранения профсоюзной организации авиакомпании, вынужден был  своим решением созвать внеочередную конференцию, которая избрала новый состав профкома и нового председателя. Профсоюзная сторона комиссии по заключению коллективного договора нового профкома пошла на поводу у администрации и ухудшила положение лётного состава и бортпроводников по сравнению с предыдущим  колдоговором. Что вообще недопустимо. И опять пошёл отток членов профсоюза. Это наглядный пример, как люди реагируют на позицию профкома.

XII. Информационная работа

При республиканском комитете есть небольшая первичная организация Союза журналистов России, которая готовит материалы для газеты «Северная трасса». Наша газета является профсоюзно-отраслевым информационным полем для тружеников отрасли. Она информирует о значительных событиях, происходящих в отрасли, освещает важнейшие исторические события, происходящие в авиации республики, ратный и трудовой подвиг авиаторов всех поколений, о проводимых по инициативе профсоюза мероприятиях, о молодых авиаторах, проводит правовой всеобуч и т.д.

Нашими журналистами в сотрудничестве с известными журналистами республики в республиканских СМИ публикуется информация о важнейших событиях в отрасли.

В тоже время газета не освещает жизнь наших периферийных подразделений и деятельность профкомов, цехкомов, опять вопрос обратной связи.

Реском имеет электронную почту и через неё отовсюду поступает необходимая информация, через электронную почту прошу вас установить обратную связь с мест  и информировать нас о проводимой профсоюзной работе.

Наша информационная работа проводится в рамках информационной политики ФПРС (Я).

На состоявшемся в апреле подведении итогов конкурса «Лучшая организация правозащитной работы в членских организациях по итогам 2012 года» реском Якутской профорганизации ОПАР награждён Дипломом в номинации «За лучшее освещение правозащитной работы в средствах массовой информации в 2012 году».

По рекомендации ФНПР каждая членская организация, крупные профкомы должны иметь свой вэб-сайт. Дело дорогостоящее, самое главное, не будет достаточное количество пользователей. Поэтому, может быть по рекомендации представителя ФНПР лучше нам иметь свою страницу на сайте ФПРС (Я).

При необходимости мы участвуем в круглых столах,  СМИ, радиопередачах.

 

Об участии профсоюзных организаций в предстоящих 8 сентября 2012 года выборах депутатов улусных и городских собраний и Государственного Собрания Ил Тумэн.

По итогам прошедшего 27-28 апреля 2013 г. предварительного голосования (праймериз) победителями вышли: в Ил Тумэн по Гагаринскому округу Корякин А.В., по Мархинскому Мухаметов Ю.К., по Заложному избирательному округу председатель ФПРС (Я) Ким-Кимэн А.Н.

Позиция нашего профсоюза остаётся неизменной: не поддерживать ни одну из политических партий, а поддержать тех кандидатов, независимо от партийной принадлежности, которые делают конкретные полезные дела для нашей отрасли и наших авиаторов. В этом отношении мы на выборах будем поддерживать указанные трёх кандидатов.

В улусах, городах реском, уважаемые члены республиканского комитета, просит придерживаться этой позиции рескома. Желательно, чтобы  как можно больше участвовало активных членов профсоюза и стали депутатами.

В докладе многогранную работу профсоюзных комитетов не показать. Нами делается немало, но и достаточно много проколов, упущений в работе. Если численность членов профсоюза ощутимо упала, значит невысок наш авторитет в трудовых коллективах, невысока эффективность проводимых нами мероприятий. С позиции улучшения эффективности надо строить свою деятельность. Как действовать в каждом отдельном случае никто сегодня вам рецепта не даст. Поэтому самим надо решать, как поступить. В случае затруднений за советом обращайтесь в свой головной профком и республиканский комитет.

Надеюсь, выступающие дополнят доклад, тем более в докладе очень мало сказано  работе первичек и цехкомов. В заключение  хотел бы выразить благодарность председателям профкомов, цеховых комитетов, которые, не забывая защищать интересы членов профсоюза, сохраняют стабильность в трудовых коллективах, и деятельность профсоюзных организаций строят на принципах социального партнёрства.

Особую благодарность выражаю профсоюзным лидерам ФКП «Аэропорты Севера», которые в условиях игнорирования администрацией прав профсоюза мужественно отстаивают свои права и защищают интересы членов профсоюза – председателю Тюриной Инне Николаевне, Школьняк Татьяне Васильевне, Чирасовой Прасковье Христофоровне, Федорук Ирине Петровне, Мордвинову Юрию Иннокентьевичу и многим другим. Задачи, которые выдвигает перед нами время, будут отражены с учётом выступлений в постановлении рескома.

Спасибо за внимание.

 

Васильев М.Е.