Приволжская транспортная прокуратура и КСП Башкирии проводят проверку деятельности международного аэропорта Уфы (МАУ). Председатель профкома МАУ Татьяна Никонова вчера объявила, что поводом для проверки стало обращение коллектива в Генеральную прокуратуру РФ. Профсоюзы опасаются, что собственник компании — государство — может вывести активы. В минземимущества называют опасения надуманными.

 

Председатель профкома МАУ Татьяна Никонова вчера на пресс-конференции рассказала о возникших в коллективе опасениях «в связи с активностью вокруг аэропорта». По ее оценкам, ситуация напоминает «попытку рейдерского захвата аэропорта» в 2007 году (см. „Ъ“ от 21 августа 2007 года). «Тогда профсоюзам удалось отстоять предприятие, аэропорт на протяжении трех лет работал стабильно, но по непонятным причинам в феврале этого года произошла смена руководства»,— недоумевает госпожа Никонова. По ее словам, после ухода прежнего генерального директора Салавата Кутушева („Ъ“ писал об этом 18 февраля) и до назначения нового — Рамиля Тимергазина — на предприятии была проведена несанкционированная ревизия силами ЗАО «Группа компаний «Кратос». Тогда же, сообщила она, «коллективу стало известно о готовящейся продаже акций аэропорта».

 

Чтобы подтвердить обоснованность опасений, журналистам раздали копии требований Уфимской транспортной прокуратуры на имя Рамиля Тимергазина. В документе транспортный прокурор Рим Тавлияров запрашивает информацию об изменении структуры МАУ за последние полгода. Также в пресс-ките оказалась копия письма главы министерства земельных и имущественных отношений РБ Юлая Ильясова с просьбой к администрации аэропорта допустить к аудиту его деятельности ГК «Кратос» в целях «проведения прединвестиционной оценки».

 

«Нас это насторожило, так как предприятие ранее уже отчитывалось о своей деятельности»,— отметила Татьяна Никонова. В действиях собственника аэропорта профсоюзы заподозрили попытку передачи в частные руки наиболее доходных направлений (службы общественного питания, в том числе бортового, коммерческой службы, агентства по туризму и других).

 

Кроме того, сообщила лидер профсоюза, руководству аэропорта якобы был представлен план реструктуризации активов, подготовленный заместителем генерального директора по стратегическому развитию МАУ Дмитрием Шаклеиным. «План был отклонен прежним руководством, но может быть принят новым»,— беспокоится госпожа Никонова.

 

Помощник генерального директора аэропорта Амир Султангареев добавил, что беспокойство вызывает и тот факт, что акции МАУ, 100% которых находятся в собственности республики, «по факту все еще принадлежат Росимуществу».

 

Транспортный прокурор Рим Тавлияров вчера подтвердил „Ъ“, что в ответ на обращение в Генпрокуратуру Приволжская транспортная прокуратура проводит проверку аэропорта. «Автором обращения выступило частное лицо — Леонид Романов»,— сообщил господин Тавлияров.

 

Заместитель гендиректора МАУ Вильгельм Капп рассказал „Ъ“, что в аэропорту также работает Контрольно-счетная палата.

 

В минземимущества „Ъ“ заверили, что проверки не связаны с планами реструктуризации аэропорта и тем более его подготовкой к приватизации. Заместитель министра Петр Цисин сказал, что «нет речи не только об отчуждении акций, но в ближайшее время решится вопрос о включении аэропорта в список стратегических предприятий» республики. В то же время «по данным предыдущих проверок, в деятельности аэропорта вскрыты тревожные факты», отметил господин Цисин. Что касается захода ревизоров из ГК «Кратос», то это решение было «согласовано с аэропортом». «Аэропорт — уникальный бизнес, и государство привлекло к работе профессиональных аудиторов, которых по стране не так много. Ревизия проводилась с целью повышения эффективности деятельности аэропорта»,— заверил господин Цисин и добавил, что «процедура передачи акций МАУ республике полностью завершена».

 

Дмитрий Шаклеин, которому профсоюзы приписали планы реструктуризации МАУ, назвал подозрения в планах вывода активов «бредом и некомпетентностью». «Никакого вывода активов не было и не может быть,— сказал он,— но обсуждаются планы оптимизации деятельности аэропорта. Есть мнение, что численность сотрудников не оптимальна. Возможно, это и вызвало беспокойство профсоюза».

 

Один из представителей менеджмента МАУ сообщил „Ъ“, что возможно, пресс-конференция была приурочена к предстоящим слушаниям по иску Салавата Кутушева. Амир Султангареев подтвердил, что экс-директор обжаловал увольнение в Уфимском райсуде. Сам господин Кутушев вчера для связи был недоступен.

 

Наталья Павлова

Газета "Коммерсант-Уфа" № 65 (1603), 14.04.2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

А) Ситуация на предприятии на конец 2007 года

Профсоюзный комитет, представляющий ППО АР МАУ сегодня обеспокоен очередной активностью, возникшей вокруг «Международного аэропорта «Уфа».

Если помните в 2007 году  коллектив, по инициативе Профсоюзного комитета боролся против «рейдерского захвата» предприятия группой лиц из 6 человек. Сегодня мы знаем, что это были люди, которые хотели растащить предприятие. Что и произошло в Перми. Компании нет. Нет коллективного договора.

Тогда нам удалось отстоять предприятие, при поддержке правительства РБ. Мы требовали вернуть прежнего руководителя, передать аэропорт в субъект Федерации. Наши требования были выполнены. Но вскоре прежний руководитель ушел.

Был назначен новый руководитель – Кутушев С.Ш.. Не скрою, коллектив встретил нового руководителя настороженно. Был двухчасовой разговор профактива. Были заданы прямые вопросы  о дальнейшей судьбе предприятия. Полученные ответы были убедительны, и коллектив принял его.

 

 

Б)Итоги  работы предприятия с 2008-2010 годы.

На протяжении 3-х лет предприятие работало стабильно. Структура  нашего предприятия оставалась не только стабильной, но и пополнилась такими подразделениями, как аэротакси, агентство по продаже билетов и туризма. Предприятие все эти годы увеличивало объемы работ, что давало возможность повышать ЗП, а главное выплачивать во время. Сегодня, ср.ЗП по предприятию составляет 21304 руб. На протяжении последних 3-х лет,  работники получали премию по итогам года в размере среднемесячной заработной платы, забытую с приходом рыночной экономики.

Аэропорт в период кризиса ни разу не переходил на режим работы с сокращенной рабочей неделей. За истекший год обслужено 1,5 млн. пассажиров, приобретено несколько десятков новой спецтехники.

В)Планы дальнейшего развития.

        2)Руководству удалось начать проекты, которые открывают широкие горизонты для дальнейшего развития. Это, в свою очередь, не могло не отразиться на внутреннем настроении в коллективе. Появилась надежда на возобновление работы своего грузового терминала, следовательно, увеличение объемов грузовых перевозок, на открытие ремонтной базы по ремонту воздушных судов, запущены проекты развития  аэропортовой и непрофильной деятельности, а также, что немаловажно для коллектива, строительство своего центра по реабилитации летно-подъемного состава и  профилактического оздоровления своих работников.

С принятием республиканской целевой программы, «Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020г.г.», утвержденной  Распоряжением Правительства РБ №1284-р от 23 ноября 2009 года, эти надежды еще более укрепились в коллективе. Тем более что мероприятия начали претворяться в жизнь.

 

3) Но не совсем понятная смена руководства и создавшийся на короткое время вакуум в отсутствие первых лиц, позволило «пришествию» на предприятие представителей компании ЗАО «Группа компаний «Кратос». Нам стало известно, что готовится продажа акций  аэропорта Минземимуществом РБ с подачи Министерства экономического развития РБ, единственного крупного объекта оставшегося в республике.

Приход данной группы более чем подозрителен.  Не было официального разрешения на их деятельность. Было только письмо, но не на официальном бланке, нет исходящего номера, но зато есть цель - прединвестиционная оценка предприятия. Перечень вопросов,  интересующих данную компанию, говорит сам за себя.

У нас есть опасения, что это повторение 2007 года, и это наводит на мысль о передаче аэропорта в доверительное управление частному лицу, с перспективой вывода таких активов как: бортовое питание, ресторан, гостиница, агентство по продаже билетов и туризму, грузовые перевозки, ГСМ, а также вся непрофильная деятельность.

Все это вызывает тревогу у работников предприятия. Что будет дальше с нами?

Сохранится ли предприятие в своей прежней структуре? Что, нас ждет сокращение рабочих мест, как например в г. Челябинске, после передачи аэропорта в частные руки, из 2-х тысяч работников осталось - 500 человек?  

Не секрет, что сегодня все аэропорты выживает только за счет коммерческой деятельности, за счет  перекрестного субсидирования.

      Сегодня в своем структурном составе мы имеем а/п Сибай и Нефтекамск. Это для предприятия  очень тяжелое бремя,  но оно вызвано требованием времени. Реконструкция и взятие  на баланс данных аэропортов – это один из пунктов целевой программы «Развития воздушного транспорта на территории РБ на 2009-2020 годы», утвержденное постановлениями Правительства РБ, с приложениями и дополнениями.  Мы вложили в выполнение этой программы собственных средств около 100 млн.руб.

Кем и когда будут возвращены  затраты, если уже сейчас ведется работа по передаче их в частные руки?

    Так же вызывает беспокойство, что будет и с остальными проектами этой  программы, которые включали в себя развитие предприятия, а значит и социальную защищенность коллектива. Один из них - строительство своего центра по реабилитации летно-подъемного состава и  профилактического оздоровления своих работников.

Вы знаете, что профсоюзный комитет МАУ был, пожалуй единственным профсоюзом, который не боялся открыто выступать в защиту интересов трудового коллектива. И наши позиции остаются неизменны.