26.04.2024
work_space_CNS_ATM.jpg

ОБРАЩЕНИЕ

к Президенту Российской Федерации В.В. Путину

«Об отсутствии Отраслевого соглашения по гражданской авиации России»

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

         Делегаты VI Съезда Общероссийского профсоюза авиационных работников, обращаются к Вам в связи с серьезной озабоченностью ситуацией, связанной с отсутствием Отраслевого соглашения по гражданской авиации России.

         Проблема тянется с 2012 года, и превратилась уже в «хроническую болезнь», которая как раковая опухоль разъедает систему социального партнерства в важнейшей для нашей необъятной страны транспортной составляющей – гражданской авиации.

         Парадоксально, но именно в авиации, где вся успешная деятельность, и в первую очередь – безопасность полетов, исторически строилась на профессионализме и ответственности авиационного персонала всех специальностей, нет важнейшей ступени из уровней социального партнерства, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации – Отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне. У всех есть, а в гражданской авиации - нет!

         Далее, все  развивается по наклонной. Невозможно заключить соглашение на уровне Межрегиональных управлений  воздушного транспорта, так как в положениях о них, даже нет намека на направление такой деятельности, а значит, и нет соответствующих полномочий.

         На локальном уровне, т.е. с коллективными договорами у конкретных работодателей, тоже не все гладко, т.к. не имея согласованных на верху критериев социальных стандартов, каждый начинает действовать по своему усмотрению. Вот почему, в коллективных договорах все чаще становятся экзотикой, установленные в советские времена, льготы и гарантии, которыми гордились авиаработники: бесплатный пролет к месту отпуска и обратно; дополнительный отпуск за особые условия работы; вознаграждение за выслугу лет в ГА и т.д.

         Хуже того, мы пришли к вопиющей ситуации, когда в наших крупнейших авиационных предприятиях, вообще отсутствуют коллективные договоры. Это, например, такие знаковые аэропорты, как Домодедово, Внуково, Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург).

         Сторона работодателей уверяет всех, что ничего страшного в этом нет, и интересы работников не будут ущемлены. Видимо опыт «социально ответственной» авиакомпании «Трансаэро» ничему не научил.  

         Учитывая, что основной причиной отсутствия Отраслевого соглашения по гражданской авиации, называется нежелание руководителей авиапредприятий играть по общим, понятных для всех сторон трудовых отношений, правилам, Общероссийский профсоюз авиационных работников неоднократно обращался в Министерство транспорта РФ и в Росавиацию с предложением сделать первый шаг, и провести целенаправленную работу по созданию на федеральном уровне Объединения работодателей. Именно этот институт, в соответствии с российским законодательством, наделяется правом и обязанностью развивать систему социального партнерства в отрасли, представляя интересы авиационного бизнеса. Остается загадкой, почему только в гражданской авиации, оказалось столько уважаемых руководителей, для которых Закон не писан, и они продолжают без опаски игнорировать его на протяжении стольких лет.

Росавиация, хотя и обязана, не желает даже начать переговоры по Отраслевому соглашению, касающихся подведомственным ей организациям – авиационным учебным заведениям. Имеющиеся в отрасли ассоциации эксплуатантов и аэропортов, также не хотят брать на себя ответственность в решении этих проблем.

         Профсоюз тоже считает, что путь заключения отдельных «профессиональных соглашений» (авиакомпании, аэропорты), который на сегодня выглядит заманчивым и якобы логичным, в стратегическом плане оказывается очень скользким, так как ведет к дальнейшему расколу авиационного сообщества и культивированию местнических интересов.

         Обидно, что когда случается катастрофа или серьезное авиационное происшествие, с разных трибун звучат громкие голоса о важности человеческого фактора и необходимости наведения порядка в управлении отраслью (вплоть до возрождения Министерства гражданской авиации), но потом этот шум сходит на нет, и все остается без видимых изменений.

         Уважаемый Владимир Владимирович!  Выступая на X съезде ФНПР, Вы особо подчеркнули какова в условиях современной экономики, важность  работы  в формате: власть – работодатели – профсоюзы, именно на принципах социального партнерства. Должно быть не все представители первых двух составляющих этой триады Вас услышали.

         Делегаты Съезда уверены, что без Вашего вмешательства в разрешение проблемы выстраивания системы социального партнерства в гражданской авиации России, начиная с создания в отрасли легитимного Объединения работодателей, и последующего заключения Отраслевого соглашения на федеральном уровне, мы еще долго будем находиться в стадии разговоров, но не более. Кто хочет сделать – ищет возможность, кто нет – причину!

Убеждены, что учитывая специфику отрасли,  наличие Отраслевого соглашения, устанавливающего достойный социальный стандарт для работников, становится жизненно необходимым, как в плане развития человеческого потенциала, так и создания честной конкурентной среды. Тогда, и важнейшие составляющие социального партнерства на локальном уровне – коллективные договоры авиапредприятий зачастую перестанут  оставаться «протоколами о намерениях», а превратятся в полноценные «социальные конституции организаций».

 Работник Гражданской авиации должен быть ответственным профессионалом, но не должен быть обездоленным и озлобленным. Иначе «человеческий фактор» будет всё чаще напоминать о себе в негативном плане.

 

7 сентября 2021 года