29.04.2024
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

    11 февраля 2009 года прошло расширенное заседание коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Общероссийского профсоюза авиационных работников с повесткой: «О деятельности Росгидромета в 2008 году и задачах на 2009 год».

    В своем докладе руководитель Росгидромета А. И. Бедрицкий отметил, что в течение прошедшего года Росгидромет в целом успешно выполнял возложенные на него функции. Также было подчеркнуто, что несмотря на сложившееся экономическое положение в целом по стране, Росгидромет не только не сдал своих позиций, но и смог сделать значительный шаг вперед в столь нелегкое время, что убедительно отражено в докладе руководителя и в выступлениях участников заседания. Прежде всего, это связано с расширением и совершенствованием технической базы, а также явилось результатом настойчивости тех руководителей, которые осознают важность и необходимость этой работы. В 2008 году была сохранена положительная динамика роста заработной платы для работников гидрометеорологической службы. Среднемесячная заработная плата работников гидрометеорологической службы по основной деятельности за 2008 год выросла по отношению к уровню 2007 года на 19,5%. По научно-исследовательским учреждениям на 24,9%, по учебным заведениям на 22,6%). В 2008 году в учреждениях Росгидромета было реализовано принятое Правительством Российской Федерации решение о переходе федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда.
    Важной вехой для службы явилось заключение государственного контракта с ФГУП "Адмиралтейские верфи" на выполнение работ по строительству научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции. Были приняты дополнительные меры, обеспечивающие участие Росгидромета в выполнении подпрограммы (направления) "Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации" ФЦП "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(2009-2015г.)".
   В докладе и выступлениях участников заседания значительное внимание было уделено подготовки молодых специалистов, укреплению материально-технической базы учебных заведений, совершенствованию учебного процесса в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки кадров. Вместе с тем было отмечено, что большая часть выпускников ведомственных учебных заведений не устраивается на работу в организации гидрометслужбы по полученной специальности из-за низкой заработной платы. По мнению руководства Росгидромета решение данной проблемы видится в повышении материальной поддержки молодых специалистов, совершенствовании технического оснащения отрасли, в том числе для повышения ее привлекательности и конкурентоспособности.
   С докладом также выступил председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Кремнёв Б. А.
По итогам расширенного заседания коллегии Росгидромета и исполкома ЦК Общероссийского профсоюза авиационных работников принято развернутое постановление с учетом замечаний и предложений участников коллегии. Так в частности намечены задачи на 2009 год, среди которых обеспечение заключения Отраслевого соглашения на 2009-2011 годы, повышение уровня социального партнерства, обеспечение притока молодежи, и др.

    Ниже приводим текст выступления на заседании коллегии председателя ОПАР Б.А. Кремнева.

Уважаемый Председатель!

Уважаемые участники заседания!

 Сегодня мы подводим итоги работы Росгидромета в 2008 году, который был достаточно насыщенным разного рода событиями, многие из которых непосредственно коснулись деятельности Росгидромета и его коллективов. Здесь и реорганизация органов исполнительной власти, и переход на 3-х летнее планирование и формирование бюджета, и переход на новую систему оплаты труда федеральных бюджетных учреждений.
 Венцом года явился мировой экономический и финансовый кризис, который уже нанес значительный ущерб российской экономике, породил беспокойство и много тревог в обществе, принес большие проблемы во многие семьи.
 В этих условиях гидрометслужба продолжала успешно функционировать, обеспечила выполнение стоящих перед ней задач, сумела полностью сохранить свой потенциал.
 Об этом полно и убедительно сказано в докладе А.И.Бедрицкого.
 Разделы доклада включают в себя и оценку той деятельности, которая характеризует обеспечение социального пакета работников Росгидромета, предусмотренный в Отраслевом тарифном соглашении.
 В 2008 году руководству Росгидромета и его территориальных организаций в целом удалось повысить среднемесячную заработную плату работников по отношению к уровню 2007 года на 19,5% и довести ее до 9 823 рублей. Этот результат, достигнутый в условиях подготовки к переходу на новые системы оплаты труда, можно считать достаточно успешным.
 Однако, оценка конкретных размеров зарплат основных категорий работников, с которыми они вошли в декабре прошлого года в новую систему оплаты труда, оставляла желать лучшего.
 Ожиданиям, что с введением новой системы уровень зарплаты бюджетников заметно повысится и будет приближен к уровню зарплат в ведущих секторах экономики, к сожалению, не суждено было осуществиться.
 Увеличение общего фонда оплаты труда на 30% после продолжительного периода разговоров, расчетов и обсуждений в лучшем случае можно рассматривать как индексацию.
  Сама же система, является новой в том смысле, что из этих 30% руководитель обязан сформировать премиальный фонд и обеспечить связь заработка работника с качеством и количеством выполняемой им работы, т.е. НСОТ должны подтолкнуть руководителей оптимизировать рост производительности труда.
 Эта цель сама по себе, несомненно,- правильная, также как, несомненно, справедливо оценивать выполняемую работу в зависимости от ее качества и количества.
 Именно на достижение этой цели и увеличивается фонд оплаты труда на 30%, и распределяются эти средства не поровну среди работников, а идут тем, кто добивается более качественных результатов, вкладывает в свою работу больше труда.
 В этих условиях повышается роль руководителя, который будет иметь возможность привлекать наиболее квалифицированные кадры и платить им адекватную зарплату. Одновременно повышается и его ответственность: и за умение оценивать труд каждого работника, и за применение своих широких полномочий по использованию трудового потенциала, и за эффективность работы всего коллектива.
 Тут, естественно, возникает тревога и опасения, насколько объективно, справедливо и законно это будет делаться и вообще, возможно ли так сделать в бюджетных учреждениях?
 Недавно довелось прочитать одну публикацию о том, как в офицерских коллективах начался раздрай из-за того, что деньги, направляемые в подразделения на ежемесячное поощрение (скажем, 100 тыс.руб.) получает один из трех, одинаково выполняющих задание. Несправедливость таких решений толкает обиженных подать рапорт об увольнении.
 В применении к нам это вполне реально возможная ситуация. Намерения теоретиков системы стимулировать качество и количество выполняемой работы без четкой системы премирования, понятных критериев отбора заслуживших это право, могут остаться благими намерениями, не достигнув поставленной цели. 
  Вероятно, на этом пути еще предстоит немалая работа.
 
  При переходе на новые системы оплаты труда за гидрометслужбой сохранили такие скромные исходные позиции, которые у некоторых категорий работников вызвали тревогу за удержание уже имеющегося уровня.
 Судите сами, вместо 18-разрядной ЕТС (со всеми ее недостатками) для Росгидромета предложен следующий уровень должностных окладов по профессиональным квалификационным группам:
 1 уровень – 3 100 рублей
 2 уровень – 3 200 рублей
 3 уровень – 3 500 рублей
 4 уровень – 5 100 рублей.
 Это при том, что с 1 января 2009 года введен новый минимальный размер оплаты труда – 4 330 рублей, т.е. первые три уровня – ниже МРОТ.
 Необходимые средства на его достижение не выделены. И поэтому основная часть средств, выделенных для перехода на новые условия оплаты труда, израсходована именно на эти цели.
 Отсюда и значительные различия в процентах повышения заработной платы работников низших разрядов по ЕТС при переходе на новые условия оплаты труда, рост зарплаты которых составил до 50%. Но в то же время у квалифицированных работников рост составил всего от 5 до 15%.
 Разница между 1-ым и 2-ым и 2-ым и 3-им уровнями составляет 100 и 300 рублей, т.е. практически не обеспечивает достаточную дифференциацию в оплате труда работников с учетом их квалификации, качества и эффективности труда, не учитывает стоимости жизни, условия проживания в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, особенностей трудовых процессов работников гидрометслужбы, и, самое главное, не предусматривает существенного роста заработной платы.
 По мнению членов комиссии ЦК профсоюза, с отменой компенсационной выплаты за специфику отрасли, Служба утратила (в общественном мнении и глазах своих работников) одну из своих характерных особенностей условий труда ее работников, поскольку природные явления, в которых приходится проводить работы специалистам отрасли, относятся к непреодолимым обстоятельствам, изменить которые работодатель не в состоянии даже в условиях современного научно-технического прогресса.
 Тема заработной платы в силу ее постоянной болезненности и в силу того, что в ряду социальных вопросов она является ключевой, и на этот раз вынуждает уделить ей основное внимание.
 Анализа того, как внедряется новая система оплаты труда, какие ее преимущества, что в ней следует скорректировать, изменить или в нее добавить, пока нет ни у кого из федеральных бюджетных организаций. Эта сложная и трудоемкая работа уже в силу ее значимости для огромного числа работников (а их насчитывается более 3,2 млн. человек) не могла быть выполнена без столкновений различных мнений, без споров и даже конфликтов, которые продолжаются и сейчас и, вероятно, перейдут в будущее. Будем и мы совместно копить опыт и участвовать в поиске истины, именно практика прояснит дальнейшие шаги.
 Действие нашего, уже пролонгированного Отраслевого соглашения истекает и подготовлен проект нового Соглашения на 2009-2011 гг. Этот проект – итог совместной работы, результат того баланса, который был найден сторонами, что свидетельствует, в конечном счете, о высоком уровне взаимного доверия. Мы рассчитываем, что Соглашение, которое носит название Федеральное отраслевое соглашение на 2009-2011 годы, будет подписано сразу же после заседания коллегии.
 Важно отметить, что в современных условиях нам удалось сохранить основные социальные гарантии.
 В последнее время со стороны Правительства большое внимание уделяется улучшению демографической обстановки в стране, повышению рождаемости, сохранению здоровья граждан, развитию и укреплению детских оздоровительных лагерей.
 В наше Соглашение мы регулярно заносим пункт о том, что Росгидромет с участием Профсоюза принимают необходимые меры по сохранению отраслевых детских оздоровительных лагерей "Восток" и "Огонек". Но все эти меры, как правило, упираются в отсутствие необходимых средств на их содержание. В федеральном бюджете, к сожалению, эти средства также не предусмотрены. Возникает вопрос: почему каким-то министерствам и ведомствам выделяются из бюджета деньги на содержание санаторно-оздоровительных и детских учреждений, а Росгидромету нет. Это несправедливо. Мы считаем, что пришло время этот вопрос поставить перед Правительством и добиваться его решения и для Гидрометслужбы.
 Еще один очень важный для нас вопрос – это улучшение условий и охраны труда работников, проведение аттестации рабочих мест на соответствие их нормам и правилам.
Как известно, 20 ноября 2008 г. за № 870 вышло Постановление Правительства РФ "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" Следует отметить, что эти компенсации являются минимальными и устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест.
В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития готовит условия предоставления указанных компенсаций.
Суть подготовленных документов состоит в том, что компенсации будут предоставляться в зависимости от степени вредности условий труда.
Предполагается, что указанные документы будут содержать и методику расчета степени вредности условий труда на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда – с учетом параметров всех вредных факторов рабочей среды.
"Условия предоставления...» компенсаций являются, фактически, заменой ныне действующих с советских времен документов.
В качестве одного из экономических «рычагов» для побуждения работодателя к проведению аттестации рабочих мест проектом предусмотрено, что если аттестация не была проведена, то виды и размеры компенсаций работникам устанавливаются по максимальным значениям, т.е. как для 4 класса условий труда (опасных условий труда): доплата – 24%; дополнительный оплачиваемый отпуск – 18 календарных дней; продолжительность сокращенной рабочей недели – 24 часа.
Предполагается, что принятое постановление Правительства РФ и указанные проекты документов позволят обеспечить единый подход к предоставлению компенсаций за вредные условия труда, создать экономические предпосылки для стимулирования работодателей к проведению аттестации рабочих мест и улучшению реальных условий труда работников.
В заключение – немного политики.
Сегодняшняя осложнившаяся финансово-экономическим кризисом ситуация в стране диктует более уважительное отношение к самому понятию социально-трудовых отношений, к тому опыту, который у нас накоплен в сфере социального партнерства за многие годы его развития в Системе Росгидромета.
Позволю себе процитировать слова Президента РФ Д.А.Медведева, сказанные им в выступлении на заседании Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России. 
"Профсоюзы, безусловно, важнейший элемент гражданского общества. В социально-трудовой сфере они являются главным партнером государства. И значимость их работы проистекает из самого характера профсоюзной деятельности.
… хотел бы подчеркнуть: государство заинтересовано в сильных и ответственных социальных партнерах. Таких партнерах, которые способны активно содействовать защите социально-трудовых прав и интересов граждан и тем самым – защите и реализации стратегических интересов Российской Федерации. Рассчитываю, что профсоюзы достойно справятся с этой миссией".
Так сложилось, что задача справиться с этой миссией сегодня как никогда остро стоит и перед руководством страны, и перед всем обществом, и его многочисленными институтами. Но основными участниками ее решения остаются социальные партнеры, мы с вами, т.е. те, для которых 2009 год – юбилейный, с той лишь разницей, что Росгидромет отмечает свое 175-летие, а Профсоюз авиаработников – на сто лет моложе – свое 75-летие.
 Хотелось бы верить, что год будет удачным.
Спасибо за внимание.

Председатель Общероссийского
профсоюза авиационных работников Б.А.Кремнев